Решение Хабаровского УФАС России от 26.09.2013 N 91 <О нарушении органом местного самоуправления антимонопольного законодательства, выразившемся в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при выбранном и реализованном собственниками помещений данного дома способа управления>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. № 91
Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 сентября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей администрации г. Хабаровска, ООО "У", рассмотрев дело № 8-01/215 по признакам нарушения администрацией г. Хабаровска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "У" на действия администрации г. Хабаровска при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <...>. Из жалобы общества следует, что в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации администрация, располагая сведениями о выборе и реализации способа управления домом <...>, необоснованно объявила о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления данным домом.
В заседании комиссии представитель общества на доводах жалобы настаивал, пояснив, что обществом и председателем совета указанного многоквартирного дома в адрес администрации направлялись документы, подтверждающие выбор и реализацию собственниками помещений способа управления домом путем управления управляющей компанией. В качестве таковой выбрано ООО "У". Принятое собственниками на общем собрании решение и заключенный договор соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и никем не оспорены. Несмотря на это, администрацией объявлено о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления домом <...>, что противоречит жилищному законодательству, Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 и нарушает Закон о защите конкуренции, поскольку выбор по результатам конкурса иной управляющей организации фактически приведет к невозможности исполнения обществом обязательств по заключенному договору управления, будет препятствовать осуществлению обществом деятельности по управлению домом <...>.
В материалы дела представителем общества дополнительно представлены листы голосования собственников помещений, исправленный протокол внеочередного общего собрания собственников помещений, исправленный договор управления многоквартирным домом от 06.07.2013, переписка с администрацией г. Хабаровска по спорному вопросу.
Представитель администрации с жалобой общества не согласился, считает, что в действиях администрации отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Представленные обществом и председателем совета многоквартирного дома документы проверены на предмет соответствия проведенной процедуры голосования установленному Жилищным кодексом Российской Федерации порядку. В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю запрошена информация о зарегистрированных правах на жилые помещения в спорном доме, проведена проверка представленных листов голосования и произведен подсчет принявших в голосовании собственников. В результате проверки этих документов администрация пришла к выводу о неподтверждении выбора способа управления многоквартирным домом по <...>.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в частности выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44).
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 45 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (часть 6 статьи 46 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ 09-830 пункт 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещении в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
07.06.2013 на сайте администрации размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по улице <...>. Срок подачи заявок на участие в конкурсе до 10.07.2013, дата подведения итогов 23.07.2013.
Председателем совета многоквартирного дома <...> в администрацию направлено уведомление о выборе собственниками помещений способа управления домом путем управления управляющей организацией с просьбой отменить проводимый конкурс. Уведомление получено администрацией 10.07.2013. Аналогичное обращение поступило в администрацию 10.07.2013 от ООО "У".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе ООО "У" предложено в срок до 22.07.2013 представить в администрацию города протокол собрания собственников со всеми приложениями (листами голосования) об избрании управляющей организации и способа управления, а также договор управления, заключенный собственниками помещений, обладающими более чем 50% голосов от общего количества голосов в доме.
Письмом администрации от 23.07.2013 № 9.1-18/2514 председатель совета многоквартирного дома <...> уведомлен о необходимости представления документов, подтверждающих принятие собственниками решения о способе управления домом и о его реализации.
Из протокола внеочередного общего собрания (в форме заочного голосования) собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, <...> от 30.04.2013 следует, что во внеочередном общем собрании приняли участие 90 собственников, проживающих на 5048,6 кв. м, что составляет 51,43% от общего числа собственников помещений данного дома. Количество голосов, которыми обладают собственники, принявшие участие в общем собрании, составляет 51,43% от общего числа голосов всех собственников помещений.
По третьему вопросу повестки общего собрания "выбор способа управления и передача всех функций по управлению многоквартирным домом ООО "У" от числа участвовавших в голосовании собственников (51,43%) проголосовали за выбор общества в качестве управляющей организации 68,42%, против 5,68%, воздержались 25,9%.
Представитель общества пояснил, что при составлении указанного протокола допущены арифметические ошибки в подсчете голосов, в связи с чем протокол был исправлен. За передачу функций по управлению многоквартирным домом ООО "У" (третий вопрос повестки), за наделение председателя совета многоквартирного дома Ш. правом на заключение договора управления многоквартирным домом с ООО "У" (четвертый вопрос повестки) проголосовало более 50% собственников помещений, принявших участие в голосовании.
06.07.2013 между ООО "У" и председателем совета многоквартирного дома <...> заключен договор управления многоквартирным домом сроком на один год.
Комиссия соглашается с представителем общества в том, что в данном случае в полномочия органа местного самоуправления не входит проведение проверки принятого собственниками на общем собрании решения по вопросу управления многоквартирным домом.
Доказательств обжалования в судебном порядке принятого собственниками помещений решения о способе управления домом, договора управления домом и признания их недействительными (незаконными) в материалы дела ни администрацией, ни обществом не представлено.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, осуществление действий (бездействия), которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из данного законоположения следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия возможности наступления негативных последствий для конкуренции, например, в будущем.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).
К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
По материалам дела комиссией установлено, что администрации стало известно о выборе способа управления домом <...> 10.07.2013. С целью проверки данной информации у ООО "У", Управления Росреестра по Хабаровскому краю запрошены соответствующие документы.
19.07.2013 в Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "Ч" на действия администрации, связанные с проведением спорного конкурса. На основании частей 11, 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции проведение конкурса приостановлено до рассмотрения жалобы общества по существу (письмом от 24.07.2013 № 7/5479). Решение по жалобе принято антимонопольным органом 30.07.2013.
Решением конкурсной комиссии администрации, оформленным протоколом внеочередного заседания от 29.07.2013, проведение конкурса отменено, извещение об отмене конкурса размещено на сайте администрации.
ООО "У" в адрес администрации направлено письмо № 2491, которое получено администрацией 16.08.2013, с просьбой исключить дом <...> из списка домов, в отношении которых будет проводиться конкурс, так как в отношении этого дома собственниками помещений принято и реализовано решение о способе управления.
Вместе с тем, 19.08.2013 на сайте официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение <...> о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по улице <...>. Срок подачи заявок на участие в конкурсе до 20.09.2013, дата проведения конкурса 27.09.2013.
На участие в конкурсе по лоту <...> (дом <...>) поданы заявки ООО "У", ООО "М", ООО "Ч", ООО "С" (протокол вскрытия конвертов с заявками от 20.09.2013 № 1). К участию в конкурсе допущены ООО "У", ООО "М", ООО "Ч" (протокол рассмотрения заявок от 25.09.2013 № 2).
Представленными в материалы дела листами голосования на внеочередном общем собрании собственников помещений, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.07.2013, 19.07.2013 подтверждается принятие собственниками помещений на указанном внеочередном общем собрании решения о выборе способа управления многоквартирным домом <...> путем управления управляющей организацией. В качестве таковой выбрано ООО "У". Выбранное решение о способе управления реализовано 06.07.2013 путем заключения с обществом договора управления, в связи с чем основания для проведения конкурса у администрации отсутствовали.
Поскольку в результате проведенного конкурса администрацией будет заключен договор управления многоквартирным домом с иной управляющей организацией, нежели ООО "У", действия администрации приведут к необоснованному управлению домом двумя управляющими организациями, препятствованию осуществлению обществом деятельности по управлению домом <...>.
При таком положении комиссия приходит к выводу о несоответствии действий администрации г. Хабаровска, связанных с проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <...> г. Хабаровска, пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлен перечень возможных предписаний, выдаваемых антимонопольным органом федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, в числе которых предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации г. Хабаровска, выразившиеся в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <...> г. Хабаровска (извещение <...>) при выбранном и реализованном собственниками помещений данного дома способа управления путем управления управляющей организацией ООО "У", нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации г. Хабаровска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
И.С.Федоренко
М.Г.Шафигуллина
Ю.С.Дюжакова
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 сентября 2013 г. № 48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 26.09.2013 № 91 по делу № 8-01/215 о нарушении администрацией г. Хабаровска пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации г. Хабаровска в срок до 27.09.2013 (включительно) прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом <...> г. Хабаровска (извещение <...>) при выбранном и реализованном собственниками помещений данного дома способа управления путем управления управляющей организацией ООО "У" и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего в установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, отказаться от проведения указанного конкурса, разместив соответствующую информацию на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
И.С.Федоренко
М.Г.Шафигуллина
Ю.С.Дюжакова
------------------------------------------------------------------