По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Хабаровского краевого суда от 29.10.2013 по делу N 3-72/2013 <О признании недействующими пункта 1.4 в части слов "в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства", пункта 2.5 в части слов "подтверждающий регистрацию по месту жительства", пункта 2.6 в части слов "и подтверждающий его регистрацию по месту жительства" Положения о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2013 N 110-пр>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу № 3-72/2013

Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 1.4 в части слов "в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства", пункта 2.5 в части слов "подтверждающий регистрацию по месту жительства", пункта 2.6 в части слов "и подтверждающий его регистрацию по месту жительства" Положения о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2013 № 110-пр "О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае",

установил:

Правительством Хабаровского края 13.05.2013 г. принято постановление № 110-пр "О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае", которое опубликовано 16.05.2013 г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://law.khv.gov.ru., в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.06.2013 г. № 5.
Данным постановлением утверждено Положение о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае (далее - Положение).
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что услуга по перевозке службой "Социальное такси" оказывается на территории гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Николаевска-на-Амуре в пределах муниципального образования, в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства.
Пунктами 2.5 и 2.6 Положения установлена обязанность заказчика услуги, предъявлять водителю автотранспортного средства документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий регистрацию по месту жительства.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими законодательству Российской Федерации и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.4 в части слов "в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства", пункт 2.5 в части слов "подтверждающий регистрацию по месту жительства", пункт 2.6 в части слов "и подтверждающий его регистрацию по месту жительства" Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2013 № 110-пр "О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае", ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку оспариваемые положения регионального нормативного правового акта об обязательном наличии у инвалидов регистрации по месту жительства фактически означают, что отдельные инвалиды при прочих равных условиях лишены возможности претендовать на получение социальной услуги при отсутствии у них таковой регистрации по месту жительства, что является дискриминацией по признаку места жительства.
В судебном заседании прокурор Титова Н.В. поддержала требования заявленные прокурором Хабаровского края.
Представитель Правительства Хабаровского края по доверенности - К. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать, указав, что, предоставление инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам права на получение услуги по перевозке службой "Социальное такси", предусмотренное оспариваемым Положением, федеральным законодательством не установлено. Правительство края, реализуя свое право, закрепленное статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на установление за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, правомочно устанавливать условия и порядок предоставления услуги за счет средств бюджета Хабаровского края. Принимая решение о предоставлении инвалидам услуг по перевозке службой "Социальное такси", Правительство края учитывало соотношение количества лиц, постоянно проживающих на территории гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Николаевска-на-Амуре, и наличие в краевом бюджете денежных средств на создание условий для их оказания. Лица, находящиеся на территории вышеназванных муниципальных образований и проживающие без регистрации, не учитывались. Включение в оспариваемое Положение требования о регистрации по месту жительства на соответствующей территории как необходимого условия предоставления услуги нормам действующего федерального законодательства не противоречит.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Хабаровского края подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); социальная защита является предметом совместного ведения Российской Федерации (статья 72 часть 1 пункт "ж").
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан, и прежде всего граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и иные нормативные правовые акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе предоставлять инвалидам дополнительные меры социальной помощи, не предусмотренные федеральным законодательством и исполнять расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требований федерального законодательства.
Как видно из содержания оспариваемого прокурором края Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2013 № 110-пр данный нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в целях реализации долгосрочной краевой целевой программы Хабаровского края "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 31.05.2012 № 170-пр и по своей правовой природе направлен на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальной защиты, физической культуры и спорта, образования, культуры, занятости, жилой среды, транспорта).
Положением предусмотрено, что право на получение социальной услуги по перевозке службой "Социальное такси" имеют инвалиды 1 группы, инвалиды 2 группы, дети-инвалиды (п. 1.3).
Услуга оказывается на территории гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре в пределах муниципального образования, в котором инвалид зарегистрирован по месту жительства (пункт 1.4). Пунктами 2.5 и 2.6 Положения установлена обязанность инвалида, предъявлять водителю автотранспортного средства документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий регистрацию по месту жительства.
Таким образом, пунктами 1.4, 2.5, 2.6 Положения возможность получения услуги "Социальное такси" поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у инвалида регистрации по месту жительства, что фактически означает, что отдельные инвалиды при прочих равных условиях лишены возможности претендовать на получение социальной услуги при отсутствии у них регистрации по месту жительства в гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре, что является дискриминацией по месту жительства. Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При этом согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из приведенного выше законодательства следует, что оспариваемое Положение принято Правительством Хабаровского края в пределах его компетенции, однако, учитывая положения статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П, суд приходит к выводу, что пункты 1.4, 2.5, 2.6 Положения в оспариваемой прокурором части противоречат федеральному законодательству, поскольку возможность получения услуги "Социальное такси" поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у инвалида регистрации по месту жительства в пределах территориального образования, в котором оказывается данная услуга.
Доводы представителя Правительства края о том, что услуга "Социальное такси" не предусмотрена федеральным законодательством и законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать порядок и условия предоставления данной услуги, в том числе предусмотреть наличие регистрации инвалида по месту жительства в определенных муниципальных образованиях суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, исходя из предоставленных субъекту федерации федеральным законодательством полномочий по предметам совместного ведения субъект правомочен издавать нормативные акты, в том числе за счет собственных средств предусматривать дополнительные гарантии и компенсационные выплаты, при этом сам определяет порядок и условия их предоставления. Однако самостоятельно определяемые субъектом федерации порядок и условия предоставления дополнительных гарантий и выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению инвалидам права на получение дополнительной услуги по перевозке службой "Социальное такси" могут быть реализованы в соответствии с действующим законодательством при неукоснительном соблюдении норм и принципов федерального законодательства, конституционных предписаний.
Согласно пункту 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения пункт 1.4 в части слов "в котором заказчик услуги зарегистрирован по месту жительства", пункт 2.5 в части слов "подтверждающий регистрацию по месту жительства", пункт 2.6 в части слов "и подтверждающий его регистрацию по месту жительства" Положения о порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2013 № 110-пр "О порядке и условиях оказания услуг по перевозке службой "Социальное такси" в Хабаровском крае".
Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://law.khv.gov.ru, в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 1 ноября 2013 г.

Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ


------------------------------------------------------------------