Постановление Администрации города Хабаровска от 01.11.2013 N 4440 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение экологического состояния города Хабаровска" на 2014 - 2018 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. № 4440
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА"
НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 16.04.2014 № 1570,
от 20.06.2014 № 2407, от 12.08.2014 № 3371, от 06.10.2014 № 4332,
от 01.10.2015 № 3374)
На основании федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлений администрации города Хабаровска от 10.11.2014 № 4917 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации и порядка проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Хабаровска", от 28.03.2013 № 1086 "Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города постановляет:
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
1. Утвердить муниципальную программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) согласно приложению.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год.
3. Комитетам администрации города Хабаровска по управлению районами (Иванов С.Н., Кравчук С.А., Курочкин Г.Н., Шапиро И.А., Колосов Е.В.), департаменту архитектуры, строительства и землепользования (Сергейчук С.В.), департаменту муниципальной собственности (Ганичев Д.С.), структурным подразделениям администрации города (Гроо О.Я., Муравьев И.А., Дубянская И.Г., Тен Ольга Яковлевна, Андрюшин А.А., Котелевский Б.Ф., Слободенюк А.В., Леонов А.Ю., Скорик Т.М.):
(п. 3 в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
3.1. Обеспечить выполнение мероприятий Программы в соответствии с приложением к Программе.
3.2. Ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
4. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, общественных организаций и объединений, осуществляющих по согласованию реализацию мероприятий Программы, представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
5. Признать утратившими силу с 01.01.2014 постановления администрации города Хабаровска от 21.10.2010 № 3379 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", от 17.10.2012 № 4381 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 № 3379", от 27.11.2012 № 4987 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 № 3379", от 30.01.2013 № 320 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 № 3379".
6. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Афанасьева С.В.
8. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
И.о. мэра города
С.А.Чернышов
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города Хабаровска
от 1 ноября 2013 г. № 4440
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА"
НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 16.04.2014 № 1570,
от 20.06.2014 № 2407, от 12.08.2014 № 3371, от 06.10.2014 № 4332,
от 01.10.2015 № 3374)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель Программы
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска
Соисполнители Программы
- департамент муниципальной собственности;
- департамент архитектуры, строительства и землепользования;
- управление ЖКХ и ЭЖФ;
- управление дорог и внешнего благоустройства;
- управление образования;
- управление промышленности и связи;
- управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций;
- управление здравоохранения;
- комитеты администрации города Хабаровска по управлению районами,
- строка исключена. - Постановление администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332
- управление по физической культуре и спорту
- управление транспорта
(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332, от 01.10.2015 № 3374)
Участники программы
промышленные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, общественные организации и объединения (по согласованию)
(раздел введен постановлением администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
Мероприятия, входящие в муниципальную Программу (приложение к Программе)
- мероприятия по охране атмосферного воздуха;
- мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов;
- мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами;
- мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения;
- мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу
Цели Программы
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;
- обеспечение экологической безопасности населения
Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель Программы
6.2.11. Улучшение экологической обстановки и повышение уровня безопасности
Задачи Программы
- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города;
- уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
- ликвидация объектов прошлого экологического ущерба;
- охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение их устойчивого функционирования
Основные целевые индикаторы и показатели программы
- индекс загрязнения атмосферного воздуха города, ед.;
- класс качества воды в реке Амур в черте города, ед.;
- доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов, %;
- прирост площади особо охраняемых природных территорий местного значения, %;
- прирост мероприятий по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, %;
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т;
- количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, ед.;
- количество созданных особо охраняемых природных территорий местного значения в год, ед.;
- количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год, ед.
(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332, от 01.10.2015 № 3374)
Этапы и сроки реализации Программы
2014 - 2018 годы
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Объемы финансового обеспечения Программы
общий объем финансирования - 6378629472 руб., в том числе:
2014 год - 5511065972 руб.;
2015 год - 616399500 руб.;
2016 год - 134834000 руб.;
2017 год - 46932000 руб.;
2018 год - 69398000 руб.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий программы позволит:
- сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города с 36,87 до 35 тыс. т в год;
- ликвидировать сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в объеме 56,1 тыс. куб. м;
- увеличить долю утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов с 11,78% до 12,1%;
- увеличить площадь природных территорий местного значения, имеющих особо охраняемый статус, с 268,9 га до 361 га;
- увеличить площадь зеленых зон города, предназначенных для организации отдыха населения, на 14,6 га
(в ред. постановлений администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332, от 01.10.2015 № 3374)
1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в городе Хабаровске
Абзац исключен. - Постановление администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332.
Город расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высоте 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных прежде всего физико-географическими особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются, принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.
На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация. Анализ экологической ситуации в городе выявил тенденцию к улучшению некоторых показателей состояния окружающей среды. Так, например, сократились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, уменьшился объем сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Амур, увеличился объем переработки и утилизации отходов производства и потребления. Город стал чище и комфортней для проживания. Однако проблемы, решение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе и большему комфорту проживания населения, остаются.
1.1. Атмосферный воздух
Начиная с 2005 года наблюдается динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, что позволило исключить город Хабаровск из списка городов России с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Если в 2005 году суммарный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников составлял 59,9 тысячи тонн, то в 2013 году он снизился до 36,87 тысячи тонн.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Основной вклад в выброс загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, поэтому существенным фактором снижения выбросов стало выполнение мероприятий по переводу хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо.
Уменьшение выбросов в атмосферный воздух города также достигнуто за счет реализации воздухоохранных мероприятий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, ООО "Авторемзавод № 2", ОАО "Хлебозавод-7", МУП города Хабаровска "Дорремстрой".
Однако в последнее десятилетие транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим фактором" экологической напряженности городской среды.
Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на четырех стационарных станциях Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Хабаровский ЦГМС-РСМЦ") по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам. Производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена с дальнейшим их анализом в ГУ "НПО "Тайфун", г. Обнинск. Всего определяется 25 показателей.
Абзац исключен. - Постановление администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332.
Уровень загрязнения воздуха в Хабаровске продолжает оставаться высоким, определяется значением индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) 10,0, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида и бенз(а)пирена. В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА больше 14.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория, включая город Хабаровск, отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
1.2. Поверхностные водные объекты
Река Амур имеет огромное значение для социально-экономического развития города Хабаровска, являясь мощной водной и транспортной артерией региона, объектом развития туризма, рекреации, и используется для нужд населения и промышленности.
Река Амур является главным источником питьевого водоснабжения г. Хабаровска. В 2013 году объем забранной из реки воды составил 109,8 млн. куб. метров. В разрезе отраслей традиционно наибольшие объемы забора воды осуществляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства (МУП города Хабаровска "Водоканал") - 63% и предприятия теплоэнергетики - 37%. Ежегодно 79% от суммарного объема забираемой из реки Амур и подземных источников свежей воды сбрасываются в реку Амур. По данным федерального государственного статистического отчета, в 2013 году 99% объема сброшенной воды относится к категории "загрязненная", включая сточные воды, очищаемые до проектных показателей на городских очистных сооружениях канализации. Кроме того, из-за неполного централизованного канализования города в малые реки Черная, Чернушка, Полежаевка и бассейн реки Амур ежегодно сбрасывается более 3,2 млн. куб. м неочищенных сточных вод (жилмассивы по улицам Связной, Трехгорной, Восточному шоссе, пос. им. Горького, ДОС и т.д.).
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Для сточных вод, сбрасываемых предприятиями города, характерными загрязнителями являются органические вещества, азотосодержащие соединения, фосфаты, нефтепродукты, железо, соединения тяжелых металлов, фенолы.
Серьезным источником загрязнения поверхностных водотоков в черте города являются ливневые и талые воды, образующиеся на городской территории и напрямую сбрасываемые в водные объекты.
Исследованиями, проведенными Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, установлено, что на всей площади города максимальный мгновенный расход воды составляет 830 тыс. куб. м в сутки, что практически в 3 раза превышает весь образуемый в городе за сутки объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Отбор проб поверхностных сточных вод, произведенный управлением по охране окружающей среды совместно с лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" на сбросе из ливневых коллекторов на стадионе им. Ленина и ул. Салтыкова-Щедрина, показал, что в реку Амур сбрасываются талые сточные воды, содержащие загрязняющие вещества с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе: нефтепродукты - 12 ПДК, взвешенные вещества - 10 ПДК, аммоний солевой - 62 ПДК, БПК полный - 40 ПДК, железо - 9 ПДК.
Кроме антропогенной нагрузки, влияние на химический состав воды оказывают физико-географические факторы, характерные для Дальневосточного региона, гидрологические условия, сток четырех крупнейших притоков: рек Зеи, Уссури, Буреи и Сунгари. Водосбор р. Сунгари целиком находится на территории Китайской Народной Республики. Качественный состав вод этого притока формируется под влиянием сточных вод населенных пунктов КНР и поверхностного стока с территории, активно используемой сельскохозяйственными предприятиями.
Природным фоном в воде р. Амур обусловлено наличие солей марганца и железа общего в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы. Вода реки Амур, как и в течение всех предшествующих лет, осталась маломинерализованной.
Характерными загрязняющими веществами воды р. Амур по-прежнему остаются соединения марганца и железа, соединения тяжелых металлов (медь, свинец), азот аммонийный, органические вещества и нефтепродукты.
У города Хабаровска гидрохимические наблюдения осуществляются в створах Амурской протоки и р. Амур. По отношению к 2012 году в химическом составе воды протоки Амурской и реки Амур больших изменений не наблюдалось. По качеству вода оценивается как "загрязненная" (3-й класс, разряд "а").
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Абзац исключен. - Постановление администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332.
Для поддержания и улучшения состояния водных объектов в черте города необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- строительство и реконструкция канализационных сетей и сооружений по очистке сточных вод с применением современных технологий очистки, обеспечивающих очистку сточных вод до нормативных показателей;
- организация очистки поверхностных сточных вод с территории города и промышленных предприятий;
- внедрение систем оборотного водоснабжения и водосберегающих технологий на предприятиях;
- проведение мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод, в том числе ликвидация последствий загрязнения и захламления земель в водоохранных зонах.
1.3. Обращение с отходами производства и потребления
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов.
Объем ежегодно образуемых на территории города отходов оценивается в 300 тысяч тонн промышленных отходов и до 204 тысяч тонн бытовых отходов.
В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
В результате производственной деятельности и жизнедеятельности образуются отходы 1 - 4-го классов опасности от высокоопасных (ртутьсодержащие отходы) до малоопасных (отходы пластмассовой тары, пленки, отработанные пневматические шины и т.д.).
Одними из основных проблем в области обращения с отходами являются:
- значительный объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;
- недостаточное участие в сфере утилизации и переработки отходов субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие единой системы учета производителей отходов;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления.
Многие аспекты, связанные с решением проблемы отходов в городе Хабаровске, в том числе вовлечение отходов во вторичную переработку, были реализованы в рамках целевых городских экологических программ. За период с 2001 года создано около 30 предприятий, осуществляющих утилизацию и переработку отходов.
Видовой состав собираемых вторичных материальных ресурсов города Хабаровска включает макулатуру, автошины, отработанные аккумуляторы, стеклянный бой, полимерные, ртутьсодержащие и другие отходы.
В 2013 году доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме отходов, вывезенных на городскую свалку для захоронения, в сравнении с предыдущими годами увеличилась.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
Доля утилизированных отходов в 2001,
2008 - 2014 годах бытовых и промышленных отходов
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска
от 01.10.2015 № 3374)
Годы
2001
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Доля утилизированных отходов (%)
1,07
5,8
6,1
6,65
7,7
8,3
8,9
11,78
Вместе с тем, сбор и объемы переработки еще крайне недостаточны, поэтому муниципальной программой "Улучшение экологического состояния города" предусмотрено наращивать сбор и переработку отходов производства и потребления за счет создания новых производств по переработке вторичного сырья и увеличения мощностей действующих предприятий-переработчиков, организации сбора и переработки новых видов отходов (древесные отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений), привлечения хозяйствующих субъектов и населения города к раздельному сбору компонентов отходов производства и потребления.
С 2007 года в городе реализуется инвестиционная программа, утвержденная решением Хабаровской городской Думы от 19.12.2006 № 379 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" "Развитие объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов г. Хабаровска на 2007 - 2011 годы с перспективой до 2016 года" и установление надбавки к тарифу для потребителей услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов", в соответствии с которой выполнено строительство первой очереди полигона для захоронения твердых бытовых отходов мощностью 1200 тыс. куб. м/год на 61 км автодороги Хабаровск - Находка и мусороперегрузочной станции "Северная" мощностью 600 тыс. куб. м/год (70,8 тыс. тонн).
На территории МПС "Северная" в 2013 году завершен монтаж оборудования комплекса конвейерно-контрольной сортировки отходов и механизированной обработки вторичных ресурсов обществом с ограниченной ответственностью "Радуга". Планируемый объем переработки отходов на сортировочном комплексе - 30 тыс. тонн в год, что составит 50% от проектной мощности МПС "Северная". В результате сортировки извлекаются полимеры всех видов, полиэтилентерефталаты (ПЭТФ), макулатура, текстиль, металлолом черный и цветной, стеклобой смешанный. Для обеспечения надежности и непрерывности предоставления услуги по вывозу ТБО с территории г. Хабаровска ведется проектирование и строительство МПС "Южная", МПС "Центральная", 2-й очереди полигона ТБО.
С 01.07.2011 выведена из эксплуатации свалка твердых бытовых отходов в отработанном карьере "Березовый", расположенном в черте города, что позволило обеспечить экологическую безопасность населения и снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.
В 2013 году проведены работы подготовительного периода рекультивации свалки - строительство линии электропередачи, закрытие тела свалки грунтом, в 2013 году выполнены строительно-монтажные работы по устройству системы дегазации.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
В целях обеспечения рациональной системы сбора, хранения, удаления, обезвреживания и переработки бытовых и приравненных к ним отходов администрацией города разрабатывается Генеральная схема очистки территории городского округа "Город Хабаровск".
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
1.4. Зеленые насаждения города. Особо охраняемые природные территории местного значения
Озелененные пространства города являются неотъемлемым элементом оптимизации экологической среды и входят в систему его жизнеобеспечения. Основными элементами системы озеленения Хабаровска являются парки, сады, бульвары, скверы, уличные посадки, газоны, озеленение жилых районов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Вопросы озеленения города основаны на научных разработках, тщательно продуманных и строго выполняемых мероприятиях всеми структурными подразделениями администрации, промышленными предприятиями и организациями, населением.
Ведутся плановые работы по оценке состояния и восстановлению городских зеленых насаждений, ежегодно высаживается более 11 тыс. кустарников и крупномерных саженцев деревьев дальневосточных пород, создается новый парк "Северный" площадью свыше 42 га.
Научно-исследовательская работа, выполненная в 2012 году в рамках муниципального контракта по оценке (определению площадей) зеленых насаждений города с использованием материалов космической съемки территории г. Хабаровска 2006 и 2011 годов, позволила определить для г. Хабаровска такие показатели озеленения, как удельный вес озелененных территорий и обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования на одного жителя, и сравнить их с установленными нормативами. Так, удельный вес озелененных территорий в целом по городу составляет 58,54% (нормативный показатель в соответствии со СНиП - 40%), а уровень озелененности урбанизированной и общедоступной части г. Хабаровска (без учета левобережной части города, промышленных территорий, территорий аэропортов, кладбища и других) - 83,2%.
Удельный вес озелененных территорий в целом по городу
Район
Площадь района, кв. км
Площадь зеленых насаждений, кв. км
Уровень озелененности, %
Центральный
52,59
34,04
64,73
Краснофлотский
69,06
40,94
59,28
Железнодорожный
99,12
68,49
69,10
Кировский
39,81
22,29
55,99
Индустриальный
128,14
61,80
48,23
Всего по городу
388,72
227,55
58,54
При норме 16 кв. м на человека суммарной площади озелененных территорий общего пользования для крупнейших, крупных и больших городов этот показатель для г. Хабаровска составляет 156,1 кв. м на человека. Сравнительный анализ зеленых насаждений города по состоянию на 2006 и 2011 годы не выявил сокращения площади зеленых насаждений по городу в целом.
Создана и совершенствуется система муниципального управления и контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов, лесов особо охраняемых территорий местного значения (далее - ООПТ), имеющих для города особое природоохранное и рекреационное значение и являющихся основой зеленого фонда города. В городе Хабаровске выделено 27 таких территорий, из них 6 - краевого значения и 21 - местного значения. Общая площадь всех особо охраняемых природных территорий составляет 528,7 га, или 1,4% общей площади города. На основе комплексного обследования ООПТ и других природных комплексов города разработана и утверждена постановлением администрации города от 03.12.2009 № 4308 "Схема развития и размещения ООПТ местного значения городского округа "Город Хабаровск" (далее - Схема). В целях создания новых парковых зон отдыха на территории города территория вдоль береговой зоны в границах ул. Ангарской - ул. Бийской (бывший золоотвал) внесена в раздел Схемы "Перечень планируемых к созданию ООПТ".
В рамках целевых экологических программ начаты работы по поэтапному восстановлению зеленых насаждений и реконструкции отдельных ООПТ: подготовлены проекты реконструкции ООПТ "Парк им. Гагарина", "Парк ОДОРА", ведется поэтапная реконструкция зеленых насаждений на ООПТ "Сквер им. Горького", "Парк ОДОРА", "Парк Дома офицера флота", "Парк им. Гагарина", "Сквер у памятника погибшим воинам-арсенальцам", на четырех ООПТ установлены информационно-предупредительные щиты с разъяснением режима особой охраны.
Основные проблемы ООПТ - это высокий процент старовозрастных зеленых насаждений (80%), загущение посадок, факты вандализма, заключающиеся в уничтожении зеленых насаждений, малых архитектурных форм, разрушении имеющихся сооружений, а также захламление мусором, разведение костров и т.д. Критическое состояние большинства этих территорий обусловлено их "бесхозностью" из-за отсутствия специализированных предприятий или организаций, непосредственно отвечающих за их охрану, использование, уход и содержание.
1.5. Экологическое воспитание, просвещение и информирование
Приоритетность и законодательная основа развития экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, наносимого их здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
На этой основе в Российской Федерации создана и продолжает совершенствоваться правовая база для формирования системы всеобщего экологического образования и просвещения населения, организация которой является компетенцией Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления.
Система экологического образования в городе Хабаровске включает 4 основных уровня: дошкольное, школьное и дополнительное, профессиональное образование (вузовское) и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Наиболее широко различными формами экологического образования охвачены учащиеся образовательных учреждений города. В 182 образовательных учреждениях города непрерывное экологическое образование и воспитание детей осуществляется по трем направлениям:
- реализация программ общего и дополнительного образования экологической направленности;
- воспитание экологической культуры учащихся через организацию научно-исследовательской деятельности, мероприятий различного уровня, практической занятости в рамках каникулярного отдыха;
- развитие международных связей по обмену экологическими экспедициями школьников.
В основной школе в рамках предпрофильной подготовки в 22% общеобразовательных учреждений организованы элективные курсы экологической тематики. На старшей ступени в половине школ открыты химико-биологический, биолого-географический и другие профили с углубленным изучением предметов экологической направленности.
Развивается социальное партнерство в решении вопросов экологического воспитания и образования детей. Образовательные учреждения города взаимодействуют с государственными и общественными организациями по охране окружающей среды и природных ресурсов, Хабаровским краевым отделением Всероссийского общества охраны природы, муниципальным предприятием "Водоканал", Большехехцирским заповедником, зоосадом имени Сысоева. В 64% образовательных учреждений значимым ресурсом по пропаганде экологической культуры является:
- школьные газеты;
- вестник "Школьный курьер" (центр внешкольной работы "Планета взросления");
- детская студия телевидения (детский юношеский центр "Поиск"), которые освещают экологические проблемы, ведут разъяснительную работу о бережном отношении к природе, сохранении дальневосточной флоры и фауны, о рациональном использовании воды, электроэнергии, о соблюдении чистоты в городе.
Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся осуществляется через работу научных обществ, конференций, летних экологических практикумов и экспедиций.
Традиционным стало проведение городской научно-практической конференции "Шаг в науку", природоохранных акций: "Помоги зимующим птицам", "Дни защиты от экологической опасности" - и различных конкурсов на экологическую тематику.
Во всех образовательных учреждениях организована внеклассная работа по экологии: экологические олимпиады, кружки, факультативы, элективные курсы экологической направленности, работа в школьных теплицах, живые уголки, 112 объединений юных экологов, детские экологические отряды. Разработана основная образовательная программа начального общего образования, в содержание которой входит "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни".
Значительное место в системе непрерывного экологического образования в городе Хабаровске занимают учреждения дополнительного образования детей - МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр", экологические центры "Поиск", "Косатка", "Импульс" и т.д.
Воспитание сознательного, экологически образованного и культурного гражданина невозможно без привлечения его к участию в практических делах. МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр" под руководством управления образования администрации города при участии управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города ежегодно организует и проводит такие мероприятия, как трудовой десант юных экологов в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акции "Сохраним природу родного края", "Чистый город", "Дни защиты от экологической опасности", "Двор моего детства" и другие.
В период летних каникул на социально значимых объектах города организована работа трудовых отрядов старшеклассников и экологических отрядов "Защитники природы". Ими озеленяются и облагораживаются парковые зоны, набережная реки Амур, городские бульвары, ведется активная экологическая пропаганда среди сверстников и взрослого населения, призывающая к бережному отношению к природе, соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
В 2013 году на работах по благоустройству города были задействованы около 2 тыс. школьников.
Систему экологического образования в высших учебных заведениях города можно представить как четырехуровневую:
- общетеоретический курс "Экология" (блок естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент);
- специализированные природоохранные курсы (в блоке специальных дисциплин или национально-региональный компонент);
- экологизация учебных предметов, в первую очередь спецдисциплин;
- подготовка специалистов-экологов.
Подготовкой специалистов-экологов в г. Хабаровске занимаются Тихоокеанский государственный университет (специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (ООС), квалификация инженер-эколог, подготовка начата в 2000 г.) и Дальневосточный государственный гуманитарный университет ("Экология", квалификация - эколог, подготовка ведется с 2002 г.).
Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций города в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляют ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" и КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" по следующим программам:
- обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
Систему экологического образования населения города Хабаровска дополняют мероприятия, реализуемые администрацией города: осуществляется поддержка деятельности детских, молодежных общественных природоохранных организаций, издание печатной продукции, публикация в средствах массовой информации материалов по вопросам состояния окружающей среды города, проведение семинаров по вопросам обеспечения экологической безопасности для специалистов предприятий и организаций города, проведение Дней защиты от экологической опасности и других мероприятий экологической направленности.
2. Приоритеты и цели Программы
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение на соответствующих территориях благоприятной окружающей среды и экологической безопасности как состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Направления экологической политики администрации города определены Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
Основная цель в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности заключается в поддержании и повышении качества жизни населения, стабилизации и развитии экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду.
Проводимая на территории города экологическая политика основана на следующих базовых принципах:
- устойчивое развитие города, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим;
- обеспечение экологической безопасности не как отдельной обособленной области деятельности, а как составляющей части всех сфер городского хозяйства;
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения через комплекс увязанных между собой муниципальных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других;
- обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий накопленного экологического ущерба, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- учет и предотвращение негативных экологических последствий;
- повышение экологической культуры населения и профессиональных знаний в области экологии;
- поддержка экологических и общественных движений, направленных на сохранение и улучшение среды обитания.
Экологические приоритеты учитываются администрацией города в принимаемых нормативных правовых актах органов местного самоуправления и в муниципальных экологических программах.
Основные цели Программы:
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;
- обеспечение экологической безопасности населения.
Поставленные Программой цели достигаются путем решения следующих задач:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов предприятиями города, перевод теплоисточников и муниципального транспорта на более экологически чистое топливо - газ, снижение влияния выбросов автомобильного транспорта;
- улучшение качества водной среды - ликвидация сбросов загрязненных сточных вод за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений, строительства и реконструкции очистных сооружений ливневых стоков предприятий, ликвидации загрязнения и захламления в водоохранных и прибрежных зонах;
- оптимизация системы обращения с отходами производства и потребления путем строительства полигона твердых бытовых отходов, сокращения площади и количества несанкционированных свалок мусора, проведения работ по рекультивации городской свалки бытовых отходов, создания новых производств по переработке вторичного сырья, увеличения мощности действующих предприятий - переработчиков, организации раздельного сбора бытового мусора;
- охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечения их устойчивого функционирования;
- привлечение предприятий, организаций, общественных экологических объединений города к решению проблем сохранения природной среды города;
- совершенствование экологической культуры горожан посредством реализации мероприятий по привлечению населения города к практическим природоохранным мероприятиям, пропаганды через средства массовой информации экологических знаний, информации об экологическом состоянии города.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Экологическая эффективность Программы определяется снижением действия негативных факторов на окружающую среду города.
В результате реализации Программы планируется достигнуть:
- улучшения качества атмосферного воздуха города;
- улучшения качественных характеристик водной среды;
- увеличения доли перерабатываемых отходов производства и потребления;
- увеличения площади рекреационных территорий, восстановления ООПТ местного значения;
- повышения экологической грамотности населения, формирования бережного отношения к окружающей среде;
- снижения потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием экологических факторов, повышения уровня безопасности жизни в городе.
4. Сроки реализации Программы: 2014 - 2018 годы.
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 06.10.2014 № 4332)
5. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия программы в зависимости от характера решаемых вопросов структурированы по пяти направлениям:
- мероприятия по охране атмосферного воздуха;
- мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов;
- мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами;
- мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения;
- мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу.
6. Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значения
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
№ п/п
Показатель (индикатор) (наименование)
Единица измерения
Значения показателей
2014
2015
2016
2017
2018
Муниципальная программа "Улучшение экологического состояния города Хабаровска" на 2014 - 2018 годы
1.
Основные мероприятия
1.1.
Основное мероприятие 1. "Мероприятия по охране атмосферного воздуха"
1.1.1.
Индекс загрязнения атмосферного воздуха города (ИЗА)
единиц
не более 13
не более 13
не более 13
не более 13
не более 13
1.1.2.
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
тыс. т
36,87
36,7
36,6
36,6
36,6
1.1.3.
Количество предприятий, переведенных на использование природного газа
единиц
0
1
1
-
-
1.2.
Основное мероприятие 2. "Мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов"
1.2.1.
Класс качества воды в реке Амур в черте города
единиц
не более 3 "А"
не более 3 "А"
не более 3 "А"
не более 3 "А"
не более 3 "А"
1.2.2.
Показатель "количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты"
единиц
0
0
2
-
-
1.2.3.
Ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты
тыс. куб. м
0
0
56,1
-
-
1.3.
Основное мероприятие 3. "Мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами"
1.3.1.
Доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов
%
11,78
11,8
11,9
12,0
12,1
1.4.
Основное мероприятие 4. "Мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения"
1.4.1.
Прирост площади особо охраняемых природных территорий местного значения
%
31
2
1.4.2.
Количество созданных особо охраняемых природных территорий местного значения в год
единиц
1
3
2
-
-
1.4.3.
Площадь особо охраняемых природных территорий местного значения
га
268,9
353
361
361
361
1.4.4.
Площадь зеленых зон города, созданных для организации отдыха населения
га
0
1,1
9,8
3,5
-
1.5.
Основное мероприятие 5. "Мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу"
1.5.1.
Прирост мероприятий по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды
% к предыдущему году
10
10
10
10
10
1.5.2.
Количество публикаций экологической направленности, размещенных в средствах массовой информации, сети Интернет, в год
единиц
не менее 30
не менее 30
не менее 30
не менее 30
не менее 30
1.5.3.
Количество проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности в год
единиц
не менее 1
не менее 1
не менее 1
не менее 1
не менее 1
1.5.4.
Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год
единиц
не менее 15
не менее 15
не менее 15
не менее 15
не менее 15
7. Механизм реализации и управления Программой
Механизм реализации Программы включает принятие нормативных правовых актов, необходимых для достижения целей Программы, ежегодное уточнение объемов финансирования мероприятий Программы, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год, заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы.
Ответственным исполнителем Программы является управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города.
В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями представляет мэру города Хабаровска предложения о внесении изменений в состав мероприятий муниципальной программы, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
С целью управления и контроля за реализацией Программы ответственный исполнитель:
- рассматривает предложения соисполнителей о корректировке муниципальной программы и принимает соответствующее решение;
- организует реализацию муниципальной программы, координирует деятельность соисполнителей муниципальной программы в процессе ее реализации, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу, несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также конечных результатов ее реализации;
- представляет по запросу управления экономического развития и финансового департамента сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы управления экономического развития и финансового департамента;
- проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
- рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов;
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
- в срок до 01 марта подготавливает годовой отчет и представляет его в управление экономического развития и финансовый департамент.
Соисполнители муниципальной программы:
- не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю отчет о ходе выполнения Программы по форме № 2 к Порядку принятия решения о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации, утвержденному постановлением администрации города от 10.11.2014 № 4917;
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
- участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
- представляют в части своей компетенции предложения ответственному исполнителю по корректировке муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления экономического развития и финансового департамента, а также отчет о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Приложение
к Муниципальной программе
"Улучшение экологического состояния
города Хабаровска" на 2014 - 2015 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В ПРОГРАММУ "УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Хабаровска от 01.10.2015 № 3374)
№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственный исполнитель, участник, соисполнитель
Источники финансирования
Код бюджетной классификации ГРБС
Всего расходов (руб.)
В том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха
всего
5213340600
5006984600
165756000
-
40600000
- внебюджетные средства
5171317600
5005561600
165756000
-
-
-
- бюджет города
42023000
1423000
-
-
-
40600000
1.1.
Подключение к трубопроводной системе ВСТО
ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (по согласованию)
внебюджетные средства
3089783000
3089783000
-
1.2.
Строительство комбинированной установки гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистки дизельного топлива и керосина (ГКГО - 500/1000);
- строительство установки производства серы КУС-13
-//-
внебюджетные средства
1842761000
1842761000
-
1.3.
Замена существующих компрессоров факельного хозяйства на компрессоры увеличенной производительности с возвратом газа на переработку
-//-
внебюджетные средства
37500000
-
37500000
1.4.
Реконструкция Хабаровской нефтебазы:
ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (по согласованию)
внебюджетные средства
- реконструкция резервуара № 7 типа "стакан в стакане" с понтоном (V = 3000 куб. м);
57500000
57500000
-
- строительство резервуаров № 329 типа "стакан в стакане" с понтоном (V = 3000 куб. м)
126000000
-
126000000
1.5.
Использование биогаза в качестве топлива в котельной филиала "Балтика-Хабаровск"
филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика - Хабаровск" (по согласованию)
внебюджетные средства
-
-
1.6.
Перевод котельной филиала ОАО "Амур-пиво" ООО "ОПХ" на газовое топливо
филиал ОАО "Амур-пиво" ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (по согласованию)
внебюджетные средства
-
-
1.7.
Перевод котельной ОАО "Хабаровсккрайгаз" в г. Хабаровске на природный газ
ОАО "Хабаровсккрайгаз" (по согласованию)
внебюджетные средства
2200000
-
2200000
1.8.
Строительство автогазозаправочной станции в городе Хабаровске
-//-
внебюджетные средства
-
-
1.9.
Перевод автотранспорта на сжиженный газ
-//-
внебюджетные средства
112000
56000
56000
1.10.
Строительство газопровода
ООО "Автоколонна 1269"
внебюджетные средства
727000
727000
-
1.11.
Монтаж модульной котельной для перехода с топочного мазута на газ
-//-
внебюджетные средства
1197000
1197000
-
1.12.
Строительство котельной, работающей на газовом топливе
ОАО "Дальэнергомаш"
внебюджетные средства
13537600
13537600
-
1.13.
Перевод муниципального автомобильного транспорта на газовое топливо - реконструкция производственной базы МУП ХПАТП № 1 с учетом эксплуатации газового оборудования, в т.ч. ПИР
управление транспорта;
013
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
30000000
-
-
-
30000000
1.14.
Строительство АЗС на территории МУП ХПАТП № 1 (ул. Промышленная, 19)
управление транспорта;
бюджет города
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
013
1423000
1423000
-
-
-
-
1.15.
Приобретение газоочистительного оборудования высокой степени очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для асфальтосмесительных установок
управление дорог и внешнего благоустройства
бюджет города
014
10600000
-
-
-
-
10600000
2.
Мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов
всего
202895500
7841500
75424000
98930000
14200000
6500000
- внебюджетные средства
30000000
0
30000000
-
-
- бюджет города
172895500
78410500
45424000
98930000
14200000
6500000
2.1.
Подключение жилмассива пос. Горького к городской системе канализации в городе Хабаровске (исключение сброса загрязненных сточных вод в р. Черная в объеме 3122 тыс. м куб./ год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
38715500
15500
1600000
37100000
0
0
2.2.
Подключение системы канализации пос. Красная Речка к городской системе канализации (исключение сброса загрязненных сточных вод в р. Амур в объеме 4380,0 тыс. м куб./год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
83331000
71000
41630000
41630000
0
0
2.3.
Подключение системы канализации пос. Геофизиков к канализационной станции пос. Красная Речка (исключение сброса загрязненных сточных вод в р. Амур в объеме 44,13 тыс. куб. м)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
1 000000
-
-
-
-
1 000000 (ПИР)
2.4.
Реконструкция канализационной насосной станции по ул. Ангарской, 1а
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
5300000
5300000
-
-
-
-
2.5.
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Кирова, 3, 3а, 9, 11, 13, 17, 19, 19а, 21, 23; ул. Федеративной, 16 (исключение сброса загрязненных сточных вод в р. Амур в объеме 61,4 тыс. м куб./год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
160000
160000
-
-
-
-
2.6.
Подключение к городской сети канализации ОУ школа-интернат III, IV вида, по Восточному шоссе (ПИР)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций; МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
2000000
-
-
-
-
2 000000
(ПИР)
2.7.
Подключение к городской системе канализации жилого дома № 22 и КГОУ НПО "ПТУ № 40" по Восточному шоссе (ПИР)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
бюджет города
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
013
1000000
-
-
-
-
1 000000
(ПИР)
2.8.
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Связной, 1, 1а, 2, 3, 3а, 4, 4б, 5, 6, 8 (исключение сброса загрязненных сточных вод р. Березовая в объеме 32,85 тыс. м куб./год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
2500000
-
-
-
2500000
(корректировка ПИР)
2.9.
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Карла Маркса, 138, 142а (исключение сброса загрязненных сточных вод 37,8 тыс. м куб./год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
31000000
1000000
1600000
14200000
14200000
-
2.10.
Подключение к городской системе канализации жилого дома по ул. Трехгорной, 39, детского сада № 18 по ул. Трехгорной, 41 (исключение сброса загрязненных сточных вод 18,3 тыс. м куб./год)
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
6960000
500000
460000
6000000
-
-
2.11.
Подключение к городским сетям канализации МБОУ СОШ № 51
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
929000
795000
134000
-
-
-
2.12.
Строительство станции очистки поверхностных сточных вод
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания СП "Хабаровская ТЭЦ-2" (по согласованию)
внебюджетные средства
30000000
-
30000000
2.13.
Разработка материалов, обосновывающих применение на территории города снегоплавильных устройств с очистными сооружениями
управление дорог и внешнего благоустройства
3.
Мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами
всего
270548103
139507603
66080500
23446000
25974000
15540000
- внебюджетные средства
99230000
36615000
27965000
11500000
11550000
11600000
- бюджет города
171318103
102892603
38115500
11946000
14424000
3940000
3.1.
Сбор, утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления на территории города, в том числе:
управление промышленности и связи;
управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда;
управление по охране окружающей среды по согласованию:
3.1.1.
Отходы бумаги и картона
ООО "Амур Стимул";
ООО "Промсервис";
ООО "Планета";
ООО "Радуга"
3.1.2.
Отходы пластмассовой тары, пленки
ООО "Фирма "Лорен";
ИП Бахов С.К.;
ООО "ПластпромДВ"; ООО "ПромУпак";
ООО "Радуга"
3.1.3.
Отходы боя стекла
ООО "Хабаровскстеклотара"
3.1.4.
Шины пневматические отработанные
ООО "Бриз"
3.1.5.
Отходы аккумуляторов
ООО "Дальпродукт";
ЗАО "Востокметаллургремонт"
3.1.6.
Нефтесодержащие отходы (отработанные масла, обтирочный материал, грунт, фильтры, опилки, загрязненные маслами, подсланевые воды и т.д.)
ООО "Адриатик";
ООО "Техническая группа "Аэро-Вент";
ОАО "Хабаровский речной торговый порт";
ООО "Хабавтотранс"
3.1.7.
Изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть
ООО "Центр демеркуризации";
ИП Миронов
3.1.8.
Отходы фото- и кинопленки, рентгеновской пленки
ООО "Транслайн"
3.1.9.
Отходы лечебно-профилактических учреждений
МУП города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города"
3.1.10.
Отходы сучьев, ветвей, корчевания пней
МБУ "Горзеленстрой"
3.2.
Создание участка по обезвреживанию нефтесодержащих отходов, в том числе:
устройство площадки для детоксикации загрязненных нефтесодержащими отходами почв;
- приобретение установок для обезвреживания твердых нефтесодержащих отходов
ООО "Техническая группа "Аэро-Вент" (по согласованию)
3.3.
Переработка нефтешламов пруда-отстойника
ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (по согласованию)
внебюджетные средства
23230000
11615000
11615000
3.4.
Зачистка земель, подвергшихся загрязнению, захламлению брошенными отходами производства и потребления, другим негативным воздействиям
Комитет по управлению Железнодорожным округом;
бюджет города
030
-
комитет по управлению Южным округом;
033
62400
62400
комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом;
1505000
-
215500
430000
430000
430000
комитет по управлению Северным округом;
031
102000
102000
комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом;
1600000
-
400000
400000
400000
400000
комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом;
029
1620000
330000
430000
430000
430000
комитет по управлению Центральным округом;
102663
102663
комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом
032
1490000
200000
430000
430000
430000
3.5.
Строительство цеха для приема и прессования макулатуры в Южном округе города производительностью 800 тонн в месяц
ООО "Амур Стимул" (по согласованию)
внебюджетные средства
17000000
12000000
5000000
-
-
-
3.6.
Ликвидация последствий загрязнения и захламления участков земель в водоохранных и прибрежных зонах на территории города
комитет по управлению Железнодорожным округом;
бюджет города
030
914740
914740
-
-
-
-
комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом;
2000000
-
500000
500000
500000
500000
комитет по управлению Южным округом;
033
540000
540000
-
-
-
-
комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом;
4000000
-
1000000
1000000
1000000
1000000
комитет по управлению Северным округом;
031
736800
736800
комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом
2220000
-
420000
600000
600000
600000
3.7.
Приобретение машин для сбора и транспортировки отходов производства и потребления с территории города
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" (по согласованию)
внебюджетные средства
51000000
5000000
11350000
11500000
11550000
11600000
3.8.
Рекультивация свалки ТБО в отработанном карьере "Березовый"
департамент архитектуры, строительства и землепользования;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
153924000
100434000
35000000
8006000
10484000
-
3.9.
Приобретение шредера для дробления крупногабаритного мусора
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" (по согласованию)
внебюджетные средства
8000000
8000000
-
-
3.10.
Проведение анализов и установление класса опасности отходов в случае возникновения фактов загрязнения окружающей среды
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
500000
0
50000
150000
150000
150000
3.11.
Организация проведения пилотного проекта "Раздельный сбор стеклотары"
управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда;
управление по охране окружающей среды;
комитеты по управлению районами;
ООО "Хабаровскстеклотара";
филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика Хабаровск" (по согласованию)
4.
Мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения
всего
666388243
349524643
302133600
8710000
3010000
3010000
- внебюджетные средства
0
- бюджет города
666388243
349524643
302133600
8710000
3010000
3010000
4.1.
Обследование природных объектов с выполнением землеустроительных и кадастровых работ
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
699443
499443
200000
-
-
-
4.2.
Осуществление мероприятий по охране, организации, функционированию и использованию озелененных территорий, включая особо охраняемые природные территории местного значения
управление дорог и внешнего благоустройства;
бюджет города
014
6342200
4024200
2318000
управление по охране окружающей среды;
010
9030000
-
-
3010000
3010000
3010000
комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом
031
400000
400000
4.3.
Строительство сквера им. Горького - особо охраняемой природной территории местного значения (ПИР)
департамент архитектуры, строительства и землепользования;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
5705000
1000
4000
5700000
-
-
4.4.
Строительство Сквера воинской славы
департамент архитектуры, строительства и землепользования;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
490000000
300 000000
190000000
-
-
-
4.5.
Строительство парка им. Гагарина
департамент муниципальной собственности;
департамент архитектуры, строительства и землепользования;
внебюджетные средства
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
136290500
45000000
108207000
0
0
0
4.6.
Развитие природного комплекса города для сохранения рекреационных ресурсов с целью создания условий для отдыха населения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в том числе:
- парк "Северный";
- парк Дома офицеров флота
департамент муниципальной собственности администрации города;
управление по физической культуре и спорту
внебюджетные средства
4.7.
Строительство 3-й очереди парка "Северный"
департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города;
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
бюджет города
013
630000
-
630000
-
-
-
4.8.
Реализация в городе Хабаровске общероссийского проекта "Лес Победы", в том числе:
управление дорог и внешнего благоустройства
бюджет города
014
- изготовление и установка памятного знака;
199000
-
199000
-
-
-
выполнение работ по обеспечению посадки саженцев
175600
-
175600
-
-
-
5.
Мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу
всего
25457026
7207626
7005400
3748000
3748000
3748000
- внебюджетные средства
8000000
4000000
4000000
- бюджет города
17457026
3207626
3005400
3748000
3748000
3748000
5.1.
Обеспечение населения города информацией о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов города, в том числе:
управление по охране окружающей среды
- ведение на сайте администрации города Хабаровска страницы управления по охране окружающей среды и природных ресурсов;
- подготовка и издание печатной продукции экологической направленности, в том числе информации о состоянии окружающей среды в городе Хабаровске;
бюджет города
010
1138376
206376
332000
200000
200000
200000
- изготовление и размещение экологической информации в средствах массовой информации;
бюджет города
010
749250
149250
150000
150000
150000
150000
- организация тематических семинаров экологической направленности с руководителями и специалистами предприятий и организаций города и конференций по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности
бюджет города
010
1200000
0
150000
350000
350000
350000
5.2.
Организация и проведение в городе Дней защиты от экологической опасности, в том числе: предоставление субсидий на подготовку и проведение мероприятий по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу
управление по охране окружающей среды;
бюджет города
010
3400000
600000
700000
700000
700000
700000
управление образования
016
200000
200000
5.3.
Создание реестра общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды на территории города
управление по охране окружающей среды
5.4.
Организация деятельности экологических отрядов школьников "Защитники природы"
управление образования администрации города;
управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
4152000
780000
843000
843000
843000
843000
5.5.
Проведение городских олимпиад по биологии, экологии для школьников
управление образования администрации города;
управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
33000
33000
-
-
-
-
5.6.
Проведение городских научно-практических конференций по экологии в школах города
управление образования администрации города;
управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
169000
21000
37000
37000
37000
37000
5.7.
Проведение экологических акций, походов, экспедиций для учащихся школ города
управление образования администрации города;
управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
470000
94000
94000
94000
94000
94000
5.8.
Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны окружающей среды, в том числе:
- шествия юных экологов;
- Дня Земли;
- Дня птиц;
- фестиваля "Природа - зеркало души"
управление образования;
учреждения дополнительного образования детей;
управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
375000
107000
67000
67000
67000
67000
5.9.
Проведение летней экологической школы для одаренных детей "Олимпиец"
управление образования администрации города;
МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр"
бюджет города
016
250000
50000
50000
50000
50000
50000
5.10.
Поддержка деятельности уголков живой природы в городских и окружных экологических центрах
управление образования;
учреждения дополнительного образования детей
бюджет города
016
260000
52000
52000
52000
52000
52000
5.11.
Проведение конкурсов, фестивалей экологической направленности
управление образования администрации города;
учреждения дополнительного образования детей; управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
355000
15000
85000
85000
85000
85000
5.12.
Проведение городской эколого-биологической игры "Самый умный" для учащихся школ города
управление образования;
учреждения дополнительного образования детей; управление по охране окружающей среды
бюджет города
016
30000
30000
-
-
-
-
5.13.
Создание научных обществ учащихся на базе общеобразовательных учреждений города
управление образования администрации города;
общеобразовательные школы города; управление по охране окружающей среды
5.14.
Проведение ежегодной экологической конференции со студентами хабаровских вузов, посвященной Всемирному дню водных ресурсов
филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика - Хабаровск" (по согласованию)
5.15.
Проведение экскурсий и бесед для студентов ФГОУ СПО "Хабаровский промышленно-экономический техникум"
ОАО "ДГК" СП "Хабаровская ТЭЦ-1" (по согласованию)
5.16.
Создание студенческого консультационного центра по экологическим проблемам города для населения города и предприятий малого бизнеса
ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" (по согласованию)
5.17.
Организация постоянно действующего межвузовского методического семинара по проблемам экологического образования
ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" (по согласованию);
управление по охране окружающей среды
5.18.
Создание и организация работы молодежной экологической дружины города Хабаровска
Хабаровское краевое отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (по согласованию)
5.19.
Создание и организация деятельности Центра экологического просвещения и информации города Хабаровска
МУП города Хабаровска "Водоканал" (по согласованию)
внебюджетные средства
8000000
4000000
4000000
-
-
-
5.20.
Участие во всероссийских, краевых экологических мероприятиях
управление образования администрации города
бюджет города
016
1128000
128000
250000
250000
250000
250000
5.21.
Проведение исследования влияния факторов окружающей среды на показатели здоровья жителей города Хабаровска
управление по охране окружающей среды;
управление здравоохранения
бюджет города
010
650000
650000
-
-
-
-
5.22.
Организация мониторинга выполнения муниципальной программы "Улучшение экологического состояния города" и разработка муниципальной программы "Улучшение экологического состояния города" на 2016 - 2020 годы
управление по охране окружающей среды
-
-
-
-
-
-
5.23.
Проведение конкурсов экологической направленности
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
2525400
-
125400
800000
800000
800000
5.24.
Организация проведения научно-практической конференции "Экология и безопасность жизнедеятельности города"
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
92000
92000
-
-
-
-
5.25.
Участие сотрудников управления по охране окружающей среды и природных ресурсов в межрегиональных семинарах по вопросам управления в области охраны окружающей среды
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
210000
-
-
70000
70000
70000
5.26.
Организация приема делегации управления по защите окружающей среды Народного Правительства уезда Фуюань (КНР)
управление по охране окружающей среды
бюджет города
010
70000
70000
ВСЕГО по мероприятиям муниципальной программы
всего
6378629472
5511065972
616399500
134834000
46932000
69398000
- внебюджетные средства
5308547600
5046176600
227721000
11500000
11550000
11600000
- бюджет города
1070081872
464889372
388678500
123334000
35382000
57798000
------------------------------------------------------------------