По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Хабаровского УФАС России от 03.12.2013 N 27 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в бездействии сетевой организации по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, приведшем к ущемлению интересов заявителя>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. № 27

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей заявителя; <...> рассмотрев дело № 3-1/155 по признакам нарушения ОАО "Р1" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение гр., направленное ФАС России письмом от 07.06.2013 № АГ/22233/13 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (вх. от 02.07.2013 № 6/5510) на действия (бездействие) ОАО "Р1" (далее - ОАО "Р1"), выразившиеся в несоблюдении ОАО "Р1" требований "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила).
По результатам рассмотрения заявления, а также материалов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В целях осуществления электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск <...>, гр. направил в адрес ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" заявку на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств (вх. от 05.07.2012 № 560/ДВРЖД). При этом заявка подавалась в адрес ОАО "Р2" в соответствии с информацией, представленной заявителю ОАО "Р1".
Как следует из представленных документов и сведений по результатам рассмотрения вышеуказанной заявки 05.02.2013 между гр. и ОАО "Р1" (от имени и за счет которого выступает ОАО "Р2") заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Р1" № 516-12-12/ТП (далее - Договор № 516-12-12/ТП) с техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к данному договору.
Договором № 516-12-12/ТП установлено, что сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 15 кВт для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Малеевка, 10, к электрическим сетям сетевой организации необходимого класса напряжения 0,4 кВ, а заявитель обязуется выполнить технические условия и оплатить работы по технологическому присоединению согласно условиям договора.
В пункте 1.5 Договора № 516-12-12/ТП установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения данного договора. Данное обстоятельство указывает на то, что обязательства со стороны ОАО "Р1" по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных Договором № 516-12-12/ТП, должны быть выполнены до 05.08.2013.
Пунктом 2.3.3 Договора № 516-12-12/ТП установлено, что после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, заявитель обязуется уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
В пункте 2.1.1 Договора № 516-12-12/ТП установлено, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Пунктом 2.1.2 Договора № 516-12-12/ТП предусмотрено, что в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий сетевая организация обязана осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно пункту 2.1.4 не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня осмотра, указанного в пункте 2.1.2 настоящего договора, сетевая организация обязана осуществить фактические действия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети сетевой организации, фактический прием (подачу) напряжения.
Согласно техническим условиям к Договору № 516-12-12/ТП максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт; категория надежности - третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ; точки присоединения - сборные шины вновь монтируемой мачтовой трансформаторной подстанции МТП 25/10/0,4 кВ, присоединяемой к существующей воздушной линии напряжением 10 кВ фидер 14(20) "КПУ" Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Р1", от которой, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в районе ближайшей от объекта опоры предусматривается организация одного нового ответвления отходящей линии электропередачи.
На основании Договора № 516-12-12/ТП ОАО "Р1" приняло на себя следующие обязательства (пункт 10 технических условий): строительство линии электропередачи напряжением 10 кВ от существующей ВЛ-10 кВ фидер 14(20) "КПУ" до мачтовой трансформаторной подстанции МТП 25/10/0,4 кВ; установка разъединителя на отдельно стоящей опоре в районе отпайки от ВЛ-10 кВ фидер 14(20) "КПУ"; монтаж мачтовой трансформаторной подстанции МТП 25/10/0,4 кВ; организацию одного нового присоединения отходящей линии электропередачи напряжением 0,4 кВ от сборных шин вновь монтируемой мачтовой трансформаторной подстанции МТП 25/10/0,4 кВ Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Р1", сооружаемого на основании пункта 7 настоящих технических условий; и др.
Согласно пункту 11 технических условий к Договору № 516-12-12/ТП заявитель осуществляет: строительство отходящей линии электропередачи напряжением 0,4 кВ от нового присоединения к сборным шинам вновь монтируемой мачтовой трансформаторной подстанции МТП 25/10/0,4 кВ Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Р1", сооружаемого на основании пункта 7 настоящих технических условий; проектирование, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию энергопринимающих устройств в объеме, необходимом для электроснабжения объекта в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующими требованиями к устройству электроустановок.
Письмом от 04.03.2013 гр. уведомил ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" о выполнении со своей стороны обязательств, предусмотренных техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к Договору № 516-12-12/ТП и просит осуществить проверку выполненных им мероприятий.
Однако в срок до 05.08.2013 фактических действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр., расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети ОАО "Р1" сетевая организация не осуществила.
Не согласившись с уклонением ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" от осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств гр., расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети ОАО "Р1", гр. обратился с заявлением в ФАС России, которое затем было направлено ФАС России в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приказом № 659 от 02.10.2013 возбуждено дело № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом ФСТ России № 108-э/16 от 24.12.2003 ОАО "Р1" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии". Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/18 для ОАО "Р1" (филиал "Т") установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Р1".
При этом необходимо отметить следующее.

Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
ОАО "Р1" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1.4 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 3.5, 3.8, 3.9, 3.10, 3.25, 3.26, 3.28 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией", утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, Комиссия, учитывая отсутствие документов со стороны ОАО "Р1", позволяющих сделать вывод о том, что положение ОАО "Р1" не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу № 3-1/155, а также руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, принимает решение об установлении доминирующего положения ОАО "Р1" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Хабаровского края в зоне расположения сетей ОАО "Р1" (по границе балансовой принадлежности электрических сетей) с долей 100%.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены, в том числе, "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" (далее - Правила недискриминационного доступа). Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Следовательно, сетевой организацией и субъектом правоотношений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к сетям ОАО "Р1" является ОАО "Р1".
ОАО "Р1" распоряжением от 28.02.2011 № 409р установило, что ОАО "Р2" является уполномоченной организацией, осуществляющей мероприятия по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "Р1".
Распоряжением № 788 от 12.04.2012 ОАО "Р1" утвержден "Регламент взаимодействия между структурными подразделениями ОАО "Р1", железными дорогами-филиалами ОАО "Р1", функциональными филиалами ОАО "Р1" и ОАО "Р2" по вопросам обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроустановок) потребителей к электроустановкам ОАО "Р1".
Между ОАО "Р1" и ОАО "Р2" 31.05.2011 заключен договор поручения № 481 (далее - договор № 481), предметом которого является обязанность Поверенного (ОАО "Р2") от имени и за счет Доверителя ("ОАО "Р1") осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (далее - заявители) к электрическим сетям ОАО "Р1" (далее - Объекты), а также комплекс фактических действий, связанных с процессом соответствующего технологического присоединения (пункт 1.1.1 договора № 481); осуществить комплекс юридических действий, связанных с организацией реконструкции, модернизации и строительства объектов энергетического хозяйства ОАО "Р1" при присоединении к последним энергопринимающих устройств третьих лиц, а также комплекс фактических действий, связанных с организацией реконструкции, модернизации и строительства указанных в настоящем пункте объектов (пункт 1.1.2 договора № 481). Согласно пункту 1.2 договора № 481 срок начала исполнения поручения Доверителя по настоящему договору - 01 марта 2011 года, срок окончания исполнения поручения - 31 декабря 2011 года. При этом в соответствии с пунктом 2.1 договора № 481 Поверенный обязан исполнять поручение Доверителя в соответствии с его указаниями и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1.6.6 договора № 481 определена обязанность Поверенного заключать от имени и за счет Доверителя договоры с Заявителями на осуществление технологического присоединения их энергопринимающих устройств к объектам Доверителя по типовым формам, разработанным Доверителем.
Пунктом 2.1.6.7 договора № 481 установлена обязанность Поверенного представлять интересы Доверителя в отношениях с третьими лицами по всем вопросам, связанным с технологическим присоединением энергопринимающих устройств Заявителей к Объектам, в том числе:
- принимать заявки на технологическое присоединение;
- проверять заявки на соответствие законодательству Российской Федерации;
- при необходимости запрашивать дополнительную информацию у заявителей;
- направлять технические условия заявителям;
- выполнять расчет размера платы за технологическое присоединение Заявителей к Объектам;
- подавать заявления и утверждать в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов размеры платы за технологическое присоединение Заявителей к Объектам;
- определять наличие или отсутствие технической возможности и безопасности технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей к Объектам;
- проверять выполнение Заявителями технических условий;
- в рамках договоров с Заявителями совместно с филиалом Доверителя - балансодержателем Объекта участвовать в составлении акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 3 дополнительного соглашения № 1 от 31.01.2012 к договору поручения от 31.05.2011 № 481 определено, что срок действия договора № 481 продлен до 31 декабря 2012 года.
Таким образом, обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей (в том числе и гр.) к электрическим сетям ОАО "Р1", от имени ОАО "Р1" и по поручению ОАО "Р1" в рамках договора № 481 возложена на ОАО "Р2".
Частью 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Таким образом, Комиссия констатирует, что доверитель - ОАО "Р1", как сетевая организация, поручившая обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к своим электрическим сетям поверенному - ОАО "Р2", является лицом, на деятельность которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ОАО "Р1" распоряжением № 587р от 06.03.2013, в связи с прекращением действия договора поручения между ОАО "Р1" и ОАО "Р2" от 31.05.2011 № 481, передало ООО "Э" функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "Р1" и энергопринимающих устройств ОАО "Р1" к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций.
Распоряжением № 799р от 30.03.2013 ОАО "Р1" утвержден "Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "Р1" с ООО "Э" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "Р1", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "Р1" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций".
При этом на момент оглашения резолютивной части настоящего решения Комиссия не располагает сведениями о наличии заключенного между ОАО "Р1" и ООО "Э" договора поручения либо иных договоров (соглашений).
Вместе с тем, как следует из пояснений ОАО "Р2" и ООО "Э", сетевой организацией и субъектом правоотношений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей является именно ОАО "Р1". ОАО "Р2", представляя интересы Сетевой организации (ОАО "Р1"), действует от имени и за счет ОАО "Р1". ОАО "Р2" только осуществляет юридические действия, направленные на технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО "Р1", осуществляет же права и несет обязанности по технологическому присоединению именно ОАО "Р1".
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства является именно ОАО "Р1".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.
Пунктом 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее - технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория заявителей, к которым может быть отнесен гр.: заявители - физические лица, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (заявленная мощность энергопринимающих устройств гр. составляет 15 кВт).
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Пункт 16 Правил технологического присоединения устанавливает, что договор должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:
право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;
обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Пункт 16.3 Правил технологического присоединения устанавливает обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 19 Правил технологического присоединения установлено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с представленными сторонами сведениями 05.07.2012 в адрес ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" от гр. поступила заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям (вх. № 560/ДВРЖД). ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" письмом от 25.12.2012 № 3784и-ЖДЭ направило гр. проект Договора № 516-12-12/ТП и технические условия на присоединение к электрическим сетям ОАО "Р1". Договор № 516-12-12/ТП между гр. и ОАО "Р1" (от имени и за счет которого выступает ОАО "Р2") считается заключенным 05.02.2013.
Согласно представленным документам и сведениям разногласий к Договору № 516-12-12/ТП между заявителем и сетевой организацией не возникло.
Расстояние от границ участка гр. до объектов электросетевого хозяйства ОАО "Р1" составляет приблизительно 300 м.
В соответствии с положениями пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать шесть месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, Комиссия констатирует, что обязательства со стороны ОАО "Р1" по выполнению мероприятий по технологическому присоединению согласно Договору № 516-12-12/ТП должны были быть выполнены в срок до 05.08.2013.
Согласно представленной ОАО "Р1", ОАО "Р2" и ООО "Э" информации в настоящее время подготовлена и подана заявка на включение в инвестиционную программу ОАО "Р1" на 2014 год расходов, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств гр. к электрическим сетям ОАО "Р1".
Однако, по мнению Комиссии, данное обстоятельство не является основанием для нарушения сроков, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения. Срок на осуществление мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с указанными Правилами носит императивный характер и законодательством не предусмотрены основания для его продления.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено, что заявка гр. на технологическое присоединение энергопринимающих устройств поступила в ОАО "Р2" в лице филиала "Ж" 05.07.2012 (вх. от 05.07.2012 № 560/ДВРЖД), Договор № 516-12-12/ТП заключен 05.02.2013. При этом из материалов дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства не следует, что сетевой организацией предпринимались какие-либо действия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. в порядке и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения, начиная как с момента подачи указанной заявки, так и после заключения Договора № 516-12-12/ТП.
Из материалов дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства также не следует, что сетевой организацией осуществлялись какие-либо мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр., предусмотренные техническими условиями к Договору № 516-12-12/ТП для ОАО "Р1".
Невыполнение ОАО "Р1" мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр., предусмотренных техническими условиями к Договору № 516-12-12/ТП, в свою очередь приводит к не подключению собственника энергопринимающих устройств к электрическим сетям, что, в свою очередь, является препятствием к доступу к электрическим сетям и, соответственно, на рынок услуг по передаче электрической энергии, что в итоге не дает возможности для заявителя заключить на законных основаниях договор энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Данный факт указывает, что нарушение ОАО "Р1" процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся в бездействии ОАО "Р1" по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и Договором № 516-12-12/ТП срок, ущемляет интересы гр. на осуществление технологического присоединения объекта к электрической сети в предусмотренные законодательством сроки и получение беспрепятственного доступа к услуге по передаче электрической энергии, а также услуге энергоснабжения принадлежащего ему объекта.
Таким образом, по результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО "Р1" как сетевой организацией, осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, не соблюдена процедура присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации, предусмотренная Правилами технологического присоединения, а именно - ОАО "Р1" в установленные Правилами технологического присоединения и Договором № 516-12-12/ТП сроки со своей стороны не выполнены мероприятия по технологическому присоединению, что указывает на несоблюдение ОАО "Р1" требований Правил технологического присоединения и что привело к ущемлению интересов гр.
Также Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.
Как установлено Комиссией ранее, ОАО "Р1" является сетевой организацией, на которую распространяется действие Правил технологического присоединения, в частности, обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к принадлежащим сетевой организации электрическим сетям энергопринимающих устройств сторонних потребителей (заявителей). При этом факт передачи ОАО "Р1" по договору поручения ОАО "Р2" обязанности осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (заявителей), не лишает ОАО "Р1" - субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, - статуса сетевой организации, и, соответственно, обязанностей, установленных Правилами технологического присоединения.
При этом Комиссия отмечает, что ОАО "Р1", субъект естественной монополии, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, должно обеспечивать контроль за действиями лиц, осуществляющих комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением потребителей (заявителей) к электрическим сетям ОАО "Р1". Исходя из Регламентов, распоряжений, договоров следует, что потребитель (заявитель) фактически не имеет возможности обратиться напрямую в сетевую организацию - ОАО "Р1", как это предусмотрено Правилами технологического присоединения. Вместе с тем избрание ОАО "Р1" подобного способа реализации своего права на передачу каких-либо функций не снимает с ОАО "Р1" как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, обязательств по соблюдению Правил технологического присоединения, равно как и не снимает ответственности именно с ОАО "Р1" за действия (бездействия), связанные с несоблюдением Правил технологического присоединения.
В любом случае потребитель (заявитель), направляя заявку на технологическое присоединение в организации, выступающие от лица ОАО "Р1", осуществляет действия по обращению за услугой естественно-монопольного характера к ОАО "Р1". Таким образом, все действия (бездействия), совершаемые соответствующими организациями в отношении такого потребителя, расцениваются и юридически являются действиями (бездействиями) исключительно ОАО "Р1".
Иной подход (в частности, не совершение действий непосредственно ОАО "Р1" опосредует отсутствие вины именно ОАО "Р1") свидетельствовал бы о наличии у ОАО "Р1" как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, возможности не исполнять обязанности, возложенные Правилами технологического присоединения и отсутствие ответственности у сетевой организации за совершаемые действия.
Следовательно, способ реализации права, выбранный ОАО "Р1", не может ни при каких обстоятельствах снимать с ОАО "Р1" как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, обязанности по осуществлению технологического присоединения и ответственности, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению - ОАО "Р1" - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должен был предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ОАО "Р1" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Р1" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Р1" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО "Р1", также установлено не было.
С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанное нарушение ОАО "Р1" процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся в бездействии ОАО "Р1" по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и Договором № 516-12-12/ТП срок, ущемляют интересы гр. и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО "Р1" в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.
Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ОАО "Р1" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Помимо этого, в ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Р1" представило ходатайство от 19.11.2013 об отложении рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с невозможностью явки представителя ОАО "Р1" на заседание Комиссии, поскольку представитель ОАО "Р1" - начальник технического сектора службы электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Р1" (чья деятельность вытекает из рассматриваемого дела) принимает участие в заседании Центральной комиссии по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности в режиме видеоконференцсвязи.
При этом Комиссией по результатам рассмотрения представленного ходатайства и приложенных к нему документов установлено, что вышепоименованная видеоконференцсвязь назначена на 12 часов 19.11.2013 по московскому времени (т.е. 19 часов по хабаровскому времени). В то время, как заседание Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства назначено определением о назначении дела от 14.10.2013 на 15 часов 00 минут 19.11.2013 (по хабаровскому времени). Данное обстоятельство указывает на фактическую возможность участия представителя ОАО "Р1" на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства в назначенное время.
Более того, действующее законодательство не определяет в качестве законного представителя юридического лица определенное должностное лицо, обладающее исключительным правом на представление интересов юридического лица, в том числе в государственных органах. Данное обстоятельство указывает на возможность ОАО "Р1" направления на заседание Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства иного должностного лица, помимо начальника технического сектора службы электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Р1".
По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства не установила оснований для отложения рассматриваемого дела и отказывает в удовлетворении заявленного ОАО "Р1" ходатайства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Р1" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, а именно в бездействии ОАО "Р1" по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и Договором № 516-12-12/ТП срок, что привело к ущемлению интересов гр.
2. Выдать ОАО "Р1" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:
Н.Б.Костромеев

Члены Комиссии:
Э.В.Сидельникова
Е.В.Григорьева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------