Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.12.2013 по делу N А73-10795/2013 <В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа антимонопольного органа в отмене актов, вносящих изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке, отказано, поскольку акты не затронули изменения доли общества, полученной в результате правопреемства, а реорганизация одного общества в форме присоединения к другому не влечет уменьшения доли последнего на рынке услуг связи>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу № А73-10795/2013
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Степиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа от 19.06.2013 № 4/4666 в отмене приказов
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Р.Н. по доверенности № 39/ХФ от 31.03.2011;
от Управления ФАС по Хабаровскому краю - Г.Е. по доверенности № 1/8651 от 15.11.2013, Г.А. по доверенности от 14.10.2013 № 4/7601
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.06.2013 № 4/4666 в отмене приказов от 05.05.2011 № 229/27, от 10.06.2011 № 293/27, от 23.09.2011 № 558/27 в части включения ОАО "Ростелеком" в Реестр по услугам общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное радиовещание) с долей более 65% в географических границах Хабаровского края.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что ОАО "Ростелеком" не осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии.
Управление ФАС по Хабаровскому краю в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании требования отклонило, указав, что в письме от 19.06.2013 № 4/4666 нет никаких указаний на то, что обращение ОАО "Ростелеком" рассматривалось в соответствии с какими либо процедурами в рамках полномочий антимонопольного органа, отсутствуют указания на принятие решений (в том числе об отказе в отмене приказов) по результатам рассмотрения обращения. Заявленные требования не ведут к восстановлению нарушенного права.
Представленный в материалы дела аналитический отчет возвращен Управлению ФАС по Хабаровскому краю как исключенный из предмета доказывания и не имеющий отношения к предмету рассматриваемого спора.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
В соответствии с приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 05.05.2011 № 229/27, от 10.06.2011 № 293/27, от 23.09.2011 № 558/27 ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Хабаровского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное радиовещание) с долей более 65% в географических границах Хабаровского края.
Письмом от 30.05.2013 Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком" обратился в Управление ФАС по Хабаровскому краю с обращением об отмене вышеуказанных приказов.
Письмом от 19.06.2013 № 4/4666 Управление отказало заявителю в изложенной в письме просьбе.
Не согласившись с отказом Управления ФАС по Хабаровскому краю от 19.06.2013 № 4/4666 ОАО "Ростелеком" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица требуется установление в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" одним из полномочий антимонопольного органа является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896 утверждены Правила формирования и ведения Реестра хозяйственных субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 6 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов.
В рассматриваемый период Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком" состоит в региональном разделе Реестра по предоставлению услуг общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное радиовещание) с долей более 65% в границах Хабаровского края.
01.04.2011 согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" (в лице Хабаровского филиала) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Ростелеком".
В связи с чем, Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком" обратилось в Управление ФАС по Хабаровскому краю с уведомлением о реорганизации (письмо № 103/625-хф от 12.04.2011) с приложением Изменения № 4 в устав ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", свидетельств ФНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, копии передаточного акта от 21.05.2010, утвержденным общим собранием акционеров ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" (протокол № 20 от 28.06.2010), копии договора о присоединении ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" к ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" от 21.05.2010 г.
Кроме того, письмом № 143/4662-хф от 01.06.2011 Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком" уведомил Хабаровское УФАС России о реорганизации ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" и факте правопреемства ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", а также с сообщением изменений реквизитов.
В соответствии с пунктами 14, 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 896 одним из оснований для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра, являются заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). Документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц) являются основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о хозяйствующих субъектах.
Хозяйствующий субъект вправе обращаться в антимонопольный орган с мотивированным заявлением о включении хозяйствующего субъекта (групп лиц) в Реестр, об исключении хозяйствующего субъекта (групп лиц) из Реестра и об изменении информации о хозяйствующем субъекте, включенном в Реестр.
Заявление оформляется в письменном виде в произвольной форме. Прилагаемые к заявлению документы и сведения должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов.
Пунктом 3.54 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы предусмотрено, что прилагаемые к заявлению материалы должны содержать документально подтвержденную информацию:
об объемах производства хозяйствующим субъектом (группой лиц) товара, на рынке которого он занимает долю выше 35 процентов;
о реализации хозяйствующим субъектом (группой лиц) этого товара (с разбивкой по покупателям с долей более 5 процентов);
о вывозе хозяйствующим субъектом (группой лиц) этого товара за пределы территории, географические границы которой определяют сферу обращения товара, являющуюся товарным рынком, на котором хозяйствующий субъект (группа лиц) занимает долю выше 35 процентов;
о присвоенных товару (взаимозаменяемым товарам) кодах общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг;
об основных показателях производственной деятельности хозяйствующего субъекта (группы лиц) в натуральном и стоимостном выражении.
Указанная в пункте 3.54 информация должна быть представлена в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Регламенту отдельно по каждому из лиц, составляющих группу лиц (п. 3.55 Административного регламента).
Хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме с перечнем документов о включении сведений о себе в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра и внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем. В данный перечень также входят сведения о реорганизации или ликвидации юридического лица либо прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 9 Правил).
Заявление об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра в связи с его ликвидацией (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя) может содержать только информацию о его ликвидации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), подтвержденную подлинными документами (свидетельством об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельством об исключении индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, решением учредителей хозяйственного общества о прекращении его деятельности либо органа юридического лица в соответствии с учредительными документами) (п. 3.55 Административного регламента).
При рассмотрении заявления об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра в связи с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), о внесении изменений в Реестр в части изменения реквизитов хозяйствующего субъекта (наименование хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, юридического адреса, ИНН) исполнитель проверяет соответствие содержащейся в заявлении информации данным органов регистрации и налоговых органов.
В случае подтверждения указанной информации заявление в течение 3 рабочих дней передается Отраслевым структурным подразделением в Ответственное структурное подразделение для начала действий по исключению хозяйствующего субъекта из Реестра и внесению изменений в Реестр (п. 3.60 Административного регламента).
Согласно п 3.61. Административного регламента заявление о включении хозяйствующего субъекта в Реестр, внесении изменений в Реестр (в части информации о товарном рынке), об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра (в связи с уменьшением его доли ниже 35 процентов) требует подготовки аналитического отчета.
Из материалов дела усматривается, что, письма Хабаровского филиала ОАО "Ростелеком" в адрес Управления ФАС № 103/625-хф от 12.04.2011, № 143/4662-хф от 01.06.2011 не содержали сведения в объеме, предусмотренном п. 9 Правил, п. 3.54 Административного регламента, а содержали лишь сведения об изменении реквизитов хозяйствующего субъекта (наименование хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, юридического адреса, ИНН).
По итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений Управлением ФАС по Хабаровскому краю, в соответствии с п. 3.60 Административного регламента, вынесен приказ от 05.05.2011 № 229/27 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Согласно приложению к данному приказу в Реестр внесены изменения в части реквизитов ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" (в лице Хабаровского филиала), которые изменены на сведения об ОАО "Ростелеком" (в лице Хабаровского филиала) в соответствии и на основании предоставленных документов Хабаровским филиалом ОАО "Ростелеком", так как, данные изменения касались только реквизитов хозяйствующего субъекта, в частности идентификационного номера налогоплательщика, наименования хозяйствующего субъекта, его юридического адреса, и не затрагивали изменения доли субъекта на рынке, продуктовых и/или географических границ товарного рынка, на котором действовал хозяйствующий субъект, включенный в Реестр.
В связи с чем, составление аналитического отчета (в соответствии с п. 3.29.1 Административного регламента, п. 11.1 Порядка), содержащего заключение об изменении информации о товарном рынке, не требуется.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что осуществлена реорганизация ОАО "Дальневосточная компания электросвязи", его права и обязанности в порядке универсального правопреемства перешли к ОАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Так, договором о присоединении от 21.05.2010 стороны обязались осуществить реорганизацию в форме присоединения ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" к ОАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", в результате чего деятельность присоединяемого общества прекратится. При этом на основании пункта 6.1 договора с даты присоединения ОАО "Ростелеком" становится правопреемником присоединяемого общества по всем его правам и обязанностям независимо от того, были ли они отражены в его передаточном акте.
Согласно передаточному акту, утвержденному общим собранием акционеров ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" 28.06.2010, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" передало, а ОАО "Ростелеком" приняло все имущество, права и обязательства присоединяемого общества в порядке универсального правопреемства при реорганизации путем присоединения общества к ОАО "Ростелеком".
Тем самым, в результате присоединения все без исключения права и обязанности ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" перешли к ОАО "Ростелеком", в том числе обязанности, которые не признавались или оспаривались участниками реорганизации, а также на момент реорганизации не были указаны в передаточном акте.
01.04.2011 согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" (в лице Хабаровского филиала) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Ростелеком".
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При этом не изменяется содержание каждого правоотношения, которое составляют субъективные права и обязанности, их лишь продолжает осуществлять правопреемник стороны.
Реорганизация общества в форме присоединения к другому обществу не является обстоятельством, влекущим за собой уменьшение доли хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 5 ст. Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком" состоит в региональном разделе Реестра по предоставлению услуг общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное радиовещание).
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" товарный рынок услуг электросвязи отнесен к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 5.3.2. положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам", формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФСТ www.fstrf.ru, ОАО "Ростелеком" состоит в Реестре субъектов естественных монополий в области связи в разделе услуг общедоступной электросвязи.
Приказами ФСТ России от 4 декабря 2012 г. № 338-с/2, от 18 декабря 2012 г. № 405-с/2 утверждены тарифы на услуги местной и внутризоновой телефонной связи, на услугу по передаче внутренней телеграммы, предоставляемые ОАО "Ростелеком", а также на услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного аналогового телевизионного и радиовещания, в том числе на территории Хабаровского края.
Таким образом, перечисленные выше услуги оказываются ОАО "Ростелеком" в условиях естественной монополии.
В соответствии с п. 1.4 Порядка проведения анализа, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке не требуется.
Судом установлено, что заявитель в своем письме от 30.05.2013 № 0804/05/8525-13 просил отменить как незаконные приказы Управления ФАС по Хабаровскому краю № 229/27 от 05.05.2011, № 293/27 от 10.06.2011, № 558/27 от 23.09.2011 в части включения ОАО "Ростелеком" в Реестр по услугам общедоступной электрической связи (телефон, телеграф, проводное радиовещание) с долей более 65% в географических границах Хабаровского края.
Однако из анализа вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством не предусмотрена процедура отмены приказов, принявшим их органом (в рассматриваемом случае территориальным органом Федеральной антимонопольной службы).
В силу статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ в судебном порядке подлежат защите нарушенные или оспоренные права и законные интересы.
Лицо, обращающееся в суд, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.
Признание незаконным отказа Управления ФАС от 19.06.2013 № 4/4666 не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, следовательно, избранный им способ защиты права является ненадлежащим.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Избранный заявителем способ защиты не может быть признан надлежащим, поскольку не ведет к восстановлению прав ОАО "Ростелеком". Ненадлежащий способ защиты права сам по себе влечет отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку означает отсутствие подлежащего рассмотрению требования и, следовательно, оценка каких-либо обстоятельств в рамках рассматриваемого заявления не представляется возможной.
Заявитель не лишен возможности в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896, пунктом 3.53 Административного регламента обратиться в Управление ФАС по Хабаровскому краю с заявлением об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра с приложением необходимых документов и сведений.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" о признании незаконным отказа Управления ФАС по Хабаровскому краю от 19.06.2013 № 4/4666 в отмене приказов от 05.05.2011 № 229/27, от 10.06.2011 № 293/27, от 23.09.2011 № 558/27 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья
С.Д.СТЕПИНА
------------------------------------------------------------------