По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.01.2013 по делу N А73-13174/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011 N 52/1 , ЗАО "Альянс - Энерго", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Ванинский морской торговый порт", ООО "Бункер порт", ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Равиоль - Э", ООО "Транснефтьэнерго" в Хабаровском крае на 2012 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2013 г. по делу № А73-13174/2012

Резолютивная часть судебного акта объявлена 10.01.2013.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей: Сумина Д.Ю., Шапошниковой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания У.В.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению первого заместителя прокурора Хабаровского края
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третьи лица: Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания", Закрытое акционерное общество "Альянс-Энерго", Общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ", Открытое акционерное общество "Ванинский морской торговый порт", Общество с ограниченной ответственностью "Бункер - порт", Открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт", "Общество с ограниченной ответственностью "Равиоль-Э", "Общество с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго"
о признании нормативного правового акта недействующим в части
при участии:
от прокурора - представитель Моргунова Н.Н. по дов. от 06.12.2012 № 8-6-2012
от Комитета - представитель Гончар Е.И. по дов. от 06.08.2012 № 2451
от ОАО "ДЭК" - представители: Я.О. по дов. от 01.01.2012 № ДЭК-20-15/89Д, К.Е. по дов. от 01.01.2013 № ДЭК-20-15/212Д, Х.И. по дов. от 01.01.2013 № ДЭК-20-15/168Д
от иных лиц - не явились
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 09 по 10 января 2013 года.

установил:

Первый заместитель прокурора Хабаровского края (далее заявитель и Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет, регулирующий орган) о признании пунктов 1.1.4, 1.2.4, 1.3.1.4., 1.3.2.4., 1.3.3.4., 1.4.1.4, 1.4.2.4, приложения № 1; пунктов 1.1.3., 1.2.3., 1.3.4., 1.3.2.3., 1.3.3.3., 1.4.1.3., 1.4.2.3 приложения № 2; пунктов 1.1.1.4., 1.2.4., 1.3.1.4., 1.3.2.4., 1.3.3.4., 1.4.1.4., последней строки приложения № 3; пунктов 1.1.1.4., 1.2.4., 1.3.1.4., 1.3.2.4, 1.3.3.4., 1.4.1.4., 1.4.2.4 приложения № 4, утвержденных пунктами 1, 2, 3, 4 постановления от 26.12.2011 № 52/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт"), ЗАО "Альянс-Энерго", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Ванинский морской торговый порт", ООО "Бункер порт", ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Равиоль-Э", ООО "Транснефтьэнерго" в Хабаровском крае на 2012 год" (в редакции постановлений от 31.01.2012 № 4/2, от 28.03.2012 № 10/72, от 30.05.2012 № 16/1, от 25.07.2012 № 21/3) противоречащими законодательству Российской Федерации и недействующими.
Прокурор в заявлении, дополнительных пояснениях и его представитель в судебном заседании ссылаются на нарушение Комитетом действующего законодательства при расчете и установлении сбытовой надбавки для ОАО "ДЭК" в составе тарифа на электрическую энергию. Прокурор считает, что Комитетом необоснованно учтены дополнительные обязательства, связанные с социальным развитием организации, страхованием имущества, и рекламой, что не соответствует статьям 6, 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 17 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 № 302-э/5 и затрагивает права и законные интересы конечных потребителей при оплате электрической энергии.
Комитет в отзыве, дополнениях к отзыву и его представитель в судебном заседании требования Прокурора отклонили, указав, что заявителем не учтено, что расходы, связанные с компенсацией затрат на социальные выплаты, страхование и рекламу в силу действующего законодательства носят обязательный для учета Комитетом характер, так как эти расходы предусмотрены "Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы" и коллективным договором ОАО "ДЭК"; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при утверждении тарифов при отсутствии первичных документов, подтверждающих события, которые еще не наступили, законодательством не предусмотрено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены указанные выше организации.
ОАО "ДЭК" в представленном отзыве, дополнении к отзыву и его представитель в судебном заседании требования Прокурора отклонили, полагая их необоснованными, а оспариваемое постановление принятым в пределах предоставленных Комитету полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Транснефтьэнерго" к предварительному судебному заседанию заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и выражало не согласие с требованиями заявителя.
ООО "Бункер-Порт" в отзыве сообщило, что не является участником рассмотрения вопроса об установлении сбытовой надбавки для ОАО "ДЭК", вместе с этим заинтересовано в сохранении тарифа на покупную электроэнергию, установленного оспариваемым постановлением для ООО "Бункер-Порт".
ООО "Ванинский морской торговый порт" в отзыве сообщило, что, по его мнению, включение ОАО "ДЭК" в расчеты при установлении тарифа на электроэнергию ряда необоснованных и не предусмотренных действующим законодательством расходов гарантирующего поставщика, приводит к завышению услуг, в связи с чем, тариф должен быть пересмотрен.
ЗАО "Альянс-Энерго" представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" в представленном посредством электронного документооборота отзыве просило отказать Прокурору в заявленных требованиях.
Иные третьи лица, отзывов на заявление Прокурора не представили.
Судом установлены следующие обстоятельства:
26.12.2011 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 52/1 действующее в редакции постановлений от 31.01.2011 № 4/2, от 28.03.2012 № 10/72, от 30.05.2012 № 16/1, от 25.07.2012 № 21/3 (далее постановление № 52/1).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" 30.12.2011, № 12(113) (часть 4). Изменения, внесенные постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.07.2012 № 21/3, опубликованы в издании "Приамурские ведомости" 27.07.2012.
В соответствии с постановлением № 52/1 Комитетом установлены:
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт"), ЗАО "Альянс - Энерго", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Ванинский морской торговый порт", ООО "Бункер порт", ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Равиоль - Э" покупателям на территории Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договорам энергоснабжения, с календарной разбивкой, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") покупателям на территории Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договорам купли-продажи, с календарной разбивкой, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") по договорам энергоснабжения покупателям Хабаровского края, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, с календарной разбивкой, согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт"), ООО "Транснефтьэнерго" покупателям по договорам энергоснабжения на территории Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, услуги по передаче электрической энергии (мощности) которым оказываются только с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с календарной разбивкой, согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
Оспариваемыми заявителем пунктами приложений N№ 1 - 4 постановления № 52/1 установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика в размере 183,81 руб./Мвт.ч.
Не оспаривая полномочий Комитета по установлению тарифов на электроэнергию, Прокурор полагает, что принятие Комитетом в нарушение действующего законодательства включенных в состав сбытовой надбавки необоснованных расходов (затрат) ОАО "ДЭК" на социальные нужды, страхование и рекламу привело к увеличению тарифа, нарушению прав потребителей.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 5 данной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В силу части 6 ст. 192 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона № 135-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 1.2. постановления Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр "Об утверждении Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края" Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
В области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую и тепловую энергию Комитету предоставлены, в том числе, полномочия по установлению:
- тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (пункт 4.1.1.),
- сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии (пункт 4.1.5.).
Постановлением № 52/1 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для потребителей ОАО "ДЭК" и других 7 организаций, следовательно, оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят Комитетом в пределах предоставленных полномочий.
Основанием для обращения Прокурора с заявлением о несоответствии постановления № 52/1 (в оспариваемой части) действующему законодательству явилось утверждение о необоснованном включении Комитетом при расчете сбытовой надбавки гарантирующего поставщика расходов на социальные нужды, страхование и рекламу.
Согласно ст. 6 Закона № 35-ФЗ одним из принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ определено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данной статьи при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 приняты Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее Правила), в которых определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренный Основами ценообразования.
В соответствии с Правилами установление тарифов осуществляется регулирующим органом на очередной регулируемый период по результатам рассмотрения и анализа представленных заинтересованной в установлении тарифа организацией документов. Анализ предложений организации об установлении тарифов отражается регулирующим органом в экспертном заключении, которое согласно пункту 17 Правил помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Экспертное заключение приобщается к материалам дела об установлении тарифов, подлежит рассмотрению на заседании правления регулирующего органа, уполномоченного на принятие соответствующего тарифного решения.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке: сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Размер таких надбавок определяется с учетом особенностей, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и пунктом 57(1) настоящего документа.
Согласно пункту 57.1. Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, включая иные экономически обоснованные расходы.
В соответствии с пунктами 4, 9 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, утвержденных приказом ФТС России от 24.11.2006 № 302-э/5 (далее Методические указания), размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующему поставщику обоснованных расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
Компенсация расходов гарантирующего поставщика (т.е. определение размера сбытовой надбавки) рассчитывается посредством определения валовой выручки необходимой гарантирующему поставщику на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств.
Согласно пункту 10 Методических рекомендаций определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
Пунктом 11 Методических рекомендаций определены основные составляющие расчета расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, к которым относятся, в том числе:
- отчисления на социальные нужды - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности, обеспечение обязательств и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Основ ценообразования установлено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Перечень всех расходов, которые необходимо учитывать при расчете сбытовой надбавки, установлен пунктами 19 - 21.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования, расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размер доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, возможность работодателя устанавливать систему выплат компенсационного и стимулирующего характера прямо предусмотрена действующим законодательством; правовое закрепление решения работодателя осуществлять в пользу работника определенные выплаты оформляется путем заключения соглашений, договоров, принятия иных локальных нормативных актов.
ОАО "ДЭК" включено в список организаций, на которые распространяется действие "Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы" (далее Отраслевое соглашение).
В соответствии с пунктом 1.5. Отраслевого соглашения расходы работодателя, предусмотренные настоящим соглашением, учитываются при установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1.6 одной из целей Отраслевого соглашения является установление минимального отраслевого уровня гарантий работникам организаций, обеспечение их предоставления.
Согласно пункту 1.8. содержание коллективных договоров, заключаемых в организациях, не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, настоящим соглашением. В случае отсутствия в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
Разделом 6 Отраслевого соглашения установлены дополнительные льготы, гарантии и компенсации работникам организации, которые согласно пункту 6.1. работодатели обеспечивают работникам в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организациях.
Пунктами 6.1.1. - 6.1.6. Отраслевого соглашения предусмотрены: выплата единовременного пособия (иждивенцам на случай гибели работника, установления инвалидности, инвалидам); доплата к трудовой пенсии по инвалидности неработающему инвалиду; единовременная материальная помощь в связи со смертью работника, близких родственников работника, ветеранов организации; добровольное медицинское страхование работников; выплата единовременной материальной помощи при уходе работника в ежегодный основной отпуск, при увольнении работника после установления трудовой пенсии, при рождении ребенка, при регистрации брака; негосударственное пенсионное обеспечение работников в соответствии с программой негосударственного пенсионного обеспечения, принятой в организации.
Пунктом 6.2. Отраслевого соглашения определено, что организации, исходя из своих финансовых возможностей, предусматривают предоставление перечисленных в пунктах 6.2.1. - 6.2.3. соглашения льготы, гарантии и компенсации: на содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях детей, на приобретение путевок в оздоровительные лагеря, на содержание детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях и приобретение им путевок в оздоровительные лагеря, на содержание детей в детских дошкольных учреждениях семьям, имеющим троих детей и более; единовременную материальную помощь сверх норм, установленных законодательством РФ, в случае смерти работника семье умершего; выплату единовременного вознаграждения работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий; выплату единовременной материальной помощи при увольнении работника в связи с призывом на срочную военную службу; участие в улучшении жилищных условий работников на условиях ипотечного кредитования; ежемесячной компенсационной выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере, установленном непосредственно в организации; страхование жизни работников на производстве; 50 процентную скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию работникам отрасли в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организации.
Согласно пункту 6.5 Отраслевого соглашения, организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, гарантии и компенсации работникам.
Социальные гарантии и компенсации, которые работодатель обеспечивает работникам в порядке и на условиях, определенных непосредственно в организации, установлены разделом 6 коллективного договора ОАО "ДЭК". Пунктами 6.1.1., 6.1.2., 6.1.3., 6.1.4. предусмотрены: выплата единовременной материальной помощи (сверх сумм возмещения вреда, установленного законодательством) в случаях гибели работника на производстве, установления инвалидности в результате увечья по вине работодателя; ежемесячная доплата к трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца; выплата единовременной материальной помощи, оказываемой сверх установленных законодательством сумм: семье работника в связи со смертью работника, семье умершего неработающего пенсионера организации на погребение; в связи со смертью близких родственников работника; выплата единовременной материальной помощи: при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, при увольнении работника по собственному желанию, при рождении, усыновлении, оформлении опеки, при регистрации брака впервые.
Как подтверждается материалами дела, при обращении ОАО "ДЭК" в Комитет с заявлением для установления тарифа и сбытовой надбавки организацией был предоставлен пакет документов, который подлежал анализу регулирующим органом для принятия соответствующего тарифного решения.
Из содержания экспертного заключения (том 1 л.д. 136-166) следует, что Комитетом в полном соответствии с требованиями пункта 17 Правил установления тарифов помимо общих выводов по итогам работы ОАО "ДЭК" (исполнения расходов по статьям затрат) проведен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат на регулируемый период (2012 год). Так экспертами был проведен анализ экономической обоснованности величины расходов из прибыли, в частности расходов на социальные нужды, предусмотренных условиями тарифного соглашения и коллективного договора. При этом почти по всем видам статей затрат предложение ОАО "ДЭК" было пересмотрено в меньшую сторону (том 1 л.д. 148-151).
Оценка предложения ОАО "ДЭК" в экспертном заключении по статье затрат "единовременные поощрения (праздники, юбилеи)" Комитетом была дана, эксперты рассчитали расходы исходя из фактических расходов за 2010 год с учетом индекса потребительских цен, и предложение ОАО "ДЭК" по данной статье расходов было уменьшено. Обязательства ОАО "ДЭК" по выплате данного вида поощрений предусмотрены пунктом 6.2.2. коллективного договора и 6.2.3. Отраслевого соглашения. В пояснительной записке к приложениям 15.1. "Затраты на социальные нужды по филиалу ОАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт" на 2012 год", представленной Комитету в обоснование расчетов ОАО "ДЭК" указало, что единовременное поощрение выплачивается на основании коллективного договора работникам, удостоенным отраслевых и ведомственных наград, почетных званий в соответствии с Положением о порядке выплаты премий работникам ОАО "ДЭК" к наградам к празднику "День энергетика".
При расчете сбытовой надбавки Комитетом учтено предложение ОАО "ДЭК" по социальным расходам по статье затрат "материальная помощь на неотложные нужды" в размере 240 000 руб. В соответствии с пунктом 6.5. Отраслевого соглашения организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, гарантии, компенсации работникам. Как следует из материалов тарифного дела (расчетов в пояснительной записке) расчет суммы материальной помощи на неотложные нужды произведен по прогнозу затрат по данной статье на 2011 год и в соответствии с положением о комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденным руководителем филиала "Хабаровскэнергосбыт" 24.01.2010, которым предусмотрена выплата работникам ОАО "ДЭК" материальной помощи на неотложные нужды по решению указанной комиссии.
Таким образом и поскольку согласно пп. 4 п. 20 Основ ценообразования в состав прочих экономических расходов подлежат включению затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с условиями тарифных соглашений, и которые в рассматриваемом случае подтверждены коллективным договором, иными локальными нормативными актами, что в полной мере соответствует нормам трудового законодательства, следовательно, включение этих расходов в НВВ и компенсация их за счет необходимой прибыли в составе сбытовой надбавки гарантирующего поставщика является правомерным. А так как сбытовая деятельность ОАО "ДЭК" является основной деятельностью гарантирующего поставщика, прибыль от которой на основании прямого указания закона является регулируемой, то Комитет как регулирующий орган обязан учитывать в составе прибыли организации планируемые расходы на предоставление социальных льгот и гарантий работникам, предусмотренные в Отраслевом соглашении и в коллективном договоре, именно как обязательные к исполнению и зависящие от финансовых возможностей предприятия в регулируемой деятельности.
Отклоняется судом довод заявителя о незаконном принятии Комитетом расходов на социальные нужды, потому что экспертами учитывались положения коллективного договора, увеличивающего по сравнению с Отраслевым соглашением объем компенсационных выплат, льгот и гарантий. Возможность такого увеличения действующим законодательством не запрещена и прямо предусмотрена условиями Отраслевого соглашения, которым как это следует из пункта 1.6. установлены лишь минимальный уровень гарантий работникам организации, а расходы, предусмотренные Отраслевым соглашением, в свою очередь в силу прямого указания закона подлежат обязательному учету регулирующим органом при установлении тарифа.
Не принимается судом довод Прокурора о том, что экономическая обоснованность всех расходов на социальные нужды не подтверждена ввиду непредставления первичных документов в материалы тарифного дела (свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти, копии пенсионных удостоверений и т.д.), потому как пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, предоставление этих документов не требуется.
Доводы заявителя о выявленных в ходе дополнительной проверки ОАО "ДЭК" нарушениях по порядку исполнения организацией условий Отраслевого соглашения для оценки законности оспариваемого нормативного правового акта правового значения не имеют.
Признается судом несостоятельной позиция заявителя в части утверждения о необоснованном принятии Комитетом для включения в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика расходов на добровольное страхование транспорта (КАСКО).
Пунктом 29 Основ ценообразования определено, что в составе прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитываются расходы на страхование (подпункт 8 пункта 29). Указанная норма не ограничивает размер расходов в зависимости от вида страхования: обязательное или добровольное, а связывает их только с осуществлением регулируемой деятельности.
Экспертное заключение Комитета содержит оценку предложения гарантирующего поставщика о включении расходов на страхование при расчете сбытовой надбавки. Следовательно, данная статья расходов обоснованно принята Комитетом при установлении сбытовой надбавки в составе тарифа (том 1 л.д. 143-144).
Доводы Прокурора об отсутствии экономической обоснованности для включения Комитетом в состав расходов при установлении сбытовой надбавки расходов на рекламу (поскольку ОАО "ДЭК" является субъектом монополистической деятельности на рынке купли-продажи электроэнергии) признаются судом не состоятельными.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19, подпунктами 2 и 10 пункта 29 Основ ценообразования в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль и связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, входят и прочие расходы, в том числе расходы на рекламу, под которыми понимаются согласно пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
- а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения.
Как следует из экспертного заключения, Комитетом при расчете сбытовой надбавки учтены расходы гарантирующего поставщика на рекламу в составе других прочих расходов в размере произведения суммы фактических затрат за 2010 год при учтенных в 2011 году суммах и индекса потребительских цен на 2012 г. (том 1 л.д. 166).
Прокурор в дополнительных пояснениях к заявлению от 03.12.2012 указывает, что в ходе дополнительно проведенной прокуратурой проверки первичной документации ОАО "ДЭК" проверяющим были представлены договоры с организациями, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы. Основной вид услуг по данным договором - информационное обеспечение населения (разъяснение порядка начисления ОДН, участие в телевизионных передачах, радиопередачах, побуждение к погашению задолженности по электрической энергии и т.д.).
С учетом требований приведенных пунктов Основ ценообразования, НК РФ, суд признает законным включение Комитетом в состав расходов при расчете сбытовой надбавки расходов гарантирующего поставщика на рекламу. Наличие у ОАО "ДЭК" доминирующего положения на рынке не влияет на экономическую обоснованность расходов на рекламно-информационные услуги.
При этом суд полагает возможным указать на следующее: согласно указаниям по применению тарифов на электрическую энергию (мощность) являющимся составной частью оспариваемого Прокурором постановления № 52/1, в спорном нормативном правовом акте установлены тарифы для потребителей еще 7 юридических лиц, и эти тарифы учитывают все затраты по приобретению электрической энергии (мощности) с оптового и розничного рынков, передаче и сбыту электрической энергии всех юридических лиц, в том числе и ОАО "ДЭК". То есть, оспариваемая Прокурором сбытовая надбавка гарантирующего поставщика содержит в себе не только затраты ОАО "ДЭК" на сбытовую деятельность, но и затраты остальных организаций, поименованных в постановлении; данный нормативный акт является сводным, сформированным с учетом равенства тарифов на регулируемые услуги (том 1 л.д. 27-28).
Помимо оспариваемого постановления Комитетом принято отдельное постановление от 16.12.2011 № 48/1 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") в Хабаровском крае". Равно и для иных организаций, приобретающих электроэнергию у гарантирующего поставщика, и для расчетов между ними приняты самостоятельные тарифные решения.
На основании изложенного, суд признает оспариваемые Прокурором пункты постановления Комитета № 52/1 соответствующими требованиям статей 6, 20 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 17, 19, 29 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний.
Руководствуясь статьями 29, 167 - 170, 176, 192 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать пункты 1.1.4, 1.2.4, 1.3.1.4., 1.3.2.4., 1.3.3.4., 1.4.1.4, 1.4.2.4, приложения № 1; пункты 1.1.3., 1.2.3., 1.3.4., 1.3.2.3., 1.3.3.3., 1.4.1.3., 1.4.2.3 приложения № 2; пункты 1.1.1.4., 1.2.4., 1.3.1.4., 1.3.2.4., 1.3.3.4., 1.4.1.4., последнюю строку приложения № 3; пункты 1.1.1.4., 1.2.4., 1.3.1.4., 1.3.2.4, 1.3.3.4., 1.4.1.4., 1.4.2.4 приложения № 4, утвержденных пунктами 1, 2, 3, 4 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2011 № 52/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт"), ЗАО "Альянс-Энерго", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Ванинский морской торговый порт", ООО "Бункер порт", ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Равиоль-Э", ООО "Транснефтьэнерго" в Хабаровском крае на 2012 год" (в редакции постановлений от 31.01.2012 № 4/2, 28.03.2012 № 10/72, от 30.05.2012 № 16/1, от 25.07.2012 № 21/3) соответствующими статьям 6, 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 17, подпункту 8 пункта 19, подпунктам 2, 8, 10 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 № 302-э/5.
В удовлетворении требований первого заместителя прокурора Хабаровского края - отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи:
Д.Ю.СУМИН
В.А.ШАПОШНИКОВА


------------------------------------------------------------------