Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 26.06.2013 N 1208 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О социальной поддержке и создании доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. № 1208
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКЕ И СОЗДАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ"
Законодательная Дума Хабаровского края постановляет:
1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему "О социальной поддержке и создании доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по законности и социальной защите населения.
3. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского края для официального опубликования.
Первый заместитель председателя Думы
С.Л.Луговской
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 26 июня 2013 г. № 1208
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ И
СОЗДАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ"
Участники депутатских слушаний, обсудив проблемы социальной поддержки и создания доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения, отмечают следующее.
В Хабаровском крае (далее - край) создана необходимая правовая база в сфере социальной поддержки и создания доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения. Приняты законы, направленные на реализацию полномочий органов государственной власти края, обеспечено нормативное правовое регулирование по вопросам социальной поддержки и создания доступной среды для данной категории граждан.
По состоянию на 01 апреля 2013 года в крае проживает 85,9 тыс. инвалидов, что составляет 6,5 процента от общего числа жителей края. Количество инвалидов в среднем по России составляет 9,2 процента от численности населения.
Количество женщин-инвалидов в крае - 45 тыс. человек, мужчин - 36 тысяч человек, детей-инвалидов - 5 тыс. человек. В городах края проживают 80 процентов инвалидов, в сельских населенных пунктах и рабочих поселках - 20 процентов.
Для эффективного решения существующих проблем в обеспечении доступности приоритетных объектов, концентрации ресурсов бюджетов всех уровней разработана и принята долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы. Прогнозная оценка расходов на реализацию программы составляет 650,3 млн. рублей. В 2013 году эта сумма составит 223,3 млн. рублей, из них: федеральный бюджет - 78,8 млн. рублей, краевой бюджет - 124,8 млн. рублей, бюджеты муниципальных образований края - 19,6 млн. рублей. Средства бюджета края по иным программам составляют 36,2 млн. рублей.
В 2012 году на оказание мер социальной поддержки и государственной помощи инвалидам направлено более 3,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - более 400 млн. рублей.
В настоящее время в крае функционирует 12 учреждений (отделений) реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. В соответствии с приказом министерства социальной защиты населения края от 18.12.2009 № 232-П "Об утверждении Концепции развития системы социальной защиты населения Хабаровского края до 2025 года" планируется открытие еще девяти отделений (в городских округах "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре" и Бикинском, Ульчском, Охотском, Вяземском, Николаевском и имени Лазо муниципальных районах).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, одной из главных проблем остается трудоустройство инвалидов. Ограниченное число предприятий, предлагающих работу на дому, несовершенство механизма квотирования рабочих мест для трудоустройства людей с ограниченными возможностями, низкий уровень заинтересованности работодателей - основные проблемы в этой области.
Остро стоит вопрос формирования доступной среды для маломобильных групп населения.
Результаты социологических исследований, проведенных в 2011 году по заказу министерства социальной защиты населения края, показали, что 80 процентам граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 60 процентам - при совершении покупок, 80 процентов инвалидов по зрению испытывают затруднения или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха. Из 1 тыс. опрошенных инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 96 процентов при выходе из подъезда дома полностью зависят от сторонних лиц, 42 процента проживают с престарелыми родителями и не имеют возможности выйти из дома.
Выборочный мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, проведенный в 2011 году органами социальной защиты населения края совместно с участием общественных объединений инвалидов, показал, что в среднем по краю показатель доступности указанных объектов составляет около 15 процентов.
Нуждаются в корректировке положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части уточнения формулировки "доступ к объектам социальной инфраструктуры" и определения перечня минимальных потребностей инвалидов. Правоприменителями данный закон трактуется как обязанность обеспечить инвалиду доступ до самого объекта. Вместе с тем, имея доступ к зданию, если внутри оно не оборудовано соответствующими подъемниками, кнопками вызова, отсутствуют дежурные, инвалид лишен возможности воспользоваться соответствующими услугами. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания для инвалидов как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги.
Несмотря на расширение перечня средств реабилитации в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы, потребности инвалидов в услугах и технических средствах реабилитации не удовлетворены. Так, в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, необходимо включить комплектующие к креслам-коляскам: аккумуляторы, шины, а также услуги по оказанию инвалидам содействия в трудоустройстве и по обучению вождению водителей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Требуют уточнения нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с которыми инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В действующей редакции указанные нормы позволяют правоприменителю исходить из возможности первоочередного предоставления земельных участков лишь лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, в целях повышения эффективности деятельности государственных органов края в вопросах социальной поддержки и создания доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края подготовить и направить обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. По вопросу уточнения федеральных нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства независимо от признания указанной категории граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
1.2. По вопросу корректировки положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части уточнения формулировки "доступ к объектам социальной инфраструктуры" и определения перечня минимальных потребностей инвалидов.
2. Правительству края:
2.1. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:
об увеличении финансирования на оснащение одного рабочего места для трудоустройства инвалида;
о внесении изменений в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, дополнив его комплектующими к креслам-коляскам (аккумуляторы, шины), а также услугами по оказанию инвалидам содействия в трудоустройстве и по обучению вождению водителей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2.2. Продолжить работу по информированию инвалидов о перечне предприятий и организаций, для которых установлена квота на трудоустройство инвалидов, количестве квотируемых рабочих мест для инвалидов.
2.3. Рассмотреть возможность создания субтитрированных краевых телевизионных программ.
2.4. Продолжить работу по открытию отделений социальной реабилитации инвалидов на дому при комплексных центрах социального обслуживания населения.
2.5. В целях совершенствования условий дорожного движения разработать проекты организации движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований края:
3.1. Разработать и принять целевые программы по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения с учетом местных условий.
3.2. Рассмотреть на заседаниях представительных органов муниципальных образований вопрос о создании доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения.
3.3. Оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3.4. В целях совершенствования условий дорожного движения разработать проекты организации движения на автомобильных дорогах местного значения.
Первый заместитель председателя Думы
С.Л.Луговской
------------------------------------------------------------------