Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.09.2013 по делу N А73-7417/2013 <В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления об отказе в предоставлении предпринимателю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства отказано, поскольку расстояние между зданием предпринимателя и зданием, расположенным на соседнем участке, меньше установленного норматива и доказательств исключения угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении здания в зоне жилой застройки не представлено>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу № А73-7417/2013
Резолютивная часть решения была объявлена судом 02 сентября 2013.
В полном объеме решение было изготовлено судом 09 сентября 2013.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.
рассмотрел в заседании суда дела по заявлению
индивидуального предпринимателя Т.
к Администрации города Хабаровска
о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 "Об отказе в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства"
При участии:
От предпринимателя - до перерыва: Т., предъявлен паспорт; представитель Т. по доверенности 27 АА 0498223 от 15.07.2013, после перерыва: не явились
От администрации - до перерыва: заведующий сектором судебной работы и формирования практики отдела судебной практики и исполнительного производства юридического управления администрации города Хабаровска И. по доверенности от 13.12.2012 № 1.1.27-486, начальник отдела градостроительного зонирования и территориального планирования департамента архитектуры, строительства и землепользования С. по доверенности от 29.07.2013 № 1.1.27-132, после перерыва: заведующий сектором судебной работы и формирования практики отдела судебной практики и исполнительного производства юридического управления администрации города Хабаровска И. по доверенности от 13.12.2012 № 1.1.27-486
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.08.2013 по 28.08.2013, с 28.08.2013 по 02.09.2013.
Предмет спора:
Индивидуальный предприниматель Т. (далее - ИП Т., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 "Об отказе в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства".
В судебном заседании предприниматель и его представитель требования, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению, поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители администрации в судебном заседании требования предпринимателя не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд
установил:
согласно свидетельству 27-АВ 732754 от 07.02.2013 Т. на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство жилого дома, общая площадь 2146 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243.
В соответствии с кадастровым паспортом от 28.12.2012 № 2700/301/12-117686 вышеуказанный земельный участок входит в территориальную зону: "Зона малоэтажной смешанной жилой застройки".
19.03.2013 Т. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением (вх. № 2251) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке площадью 2 146 кв.м., расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243, в виде минимального отступа от границ земельного участка (до 1 м с восточной стороны) и организации публичных слушаний по данному вопросу.
Письмом от 18.04.2013 № 01-45/5248 Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска сообщил Т. о том, что по его заявлению до 18.06.2013 будет оказана муниципальная услуга по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также о подготовке проекта постановления о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке площадью 2146 кв.м с кадастровым номером 27:23:0041040:243, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1 и об ориентировочной дате слушаний 16.05.2013.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 06.05.2013 № 1572 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041040:243 площадью 2 146 кв.м., местоположение: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, в виде минимального отступа (1 м с восточной стороны участка), проведении публичных слушаний по указанному вопросу 23.05.2013 и назначении комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки уполномоченным органом на проведение публичных слушаний.
Постановление Администрации города Хабаровска от 06.05.2013 № 1572 и информация о проведении публичных слушаний были размещены на официальном сайте Администрации города Хабаровска 07.05.2013, опубликованы в газете "Хабаровские вести" 14.05.2013.
23.05.2013 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, по итогам проведения которых было принято решение, оформленное протоколом № 37, по завершении срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по вопросу возможности предоставления Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041040:243 площадью 2 146 кв.м., местоположение: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, в виде минимального отступа (1 м с восточной стороны участка), подготовить рекомендации по рассматриваемому вопросу и направить их мэру города Хабаровска.
10.06.2013 Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению рекомендовать мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041040:243 площадью 2146 кв.м., местоположение: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, в виде минимального отступа (1 м с восточной стороны участка) в связи с тем, что представленные на слушаниях материалы не соответствуют :
- требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Представленное заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае устарело.
- требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ. Представленное заключение содержит сведения о соответствии пожарной безопасности самовольно возведенного объекта и не содержит информации об исполнении требований пожарной безопасности по расположению здания в сложившейся и перспективной жилой застройке.
Вышеуказанное заключение комиссии о результатах публичных слушаний по предоставлению Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства было размещено на официальном сайте Администрации города Хабаровска 10.06.2013, опубликовано в газете "Хабаровские вести" 11.06.2013.
26.06.2013 с учетом рекомендаций Комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства И.о. мэра города Хабаровска было издано Постановление № 2340 "Об отказе в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" по причине несоответствия требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Не согласившись с Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Согласно пункту 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как установлено судом, оспариваемым постановлением Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 Т. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по причине несоответствия требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
В силу пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336, основаниями для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в числе прочего является несоблюдение требований технических регламентов, а также, если предоставление разрешения влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Пунктом 2 статьи 12 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункту 1.2. раздела I СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 7.1.12 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия общественного питания отнесены к классу V с санитарно-защитной зоной 50м.
Из материалов дела следует, что принадлежащий Т. земельный участок площадью 2 146 кв.м., расположенный в Железнодорожном районе г.Хабаровска по ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243 и прилегающие к нему земельные участки в соответствии с пунктом 8.2.2. статьи 1 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, находятся в территориальной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной смешанной жилой застройки.
Указанная территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов низкой плотности застройки не выше трех этажей с минимально разрешенным набором услуг, где предусматривается размещение одноквартирных, двухквартирных и блокированных жилых домов с земельными участками, многоквартирных жилых домов.
Согласно пункту 10.1.1 статьи 10 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, основными видами разрешенного использования в территориальной зоне малоэтажной смешанной жилой застройки Ж-2 является жилой дом (одноквартирный; двухквартирный; блокированный; многоквартирный).
Как установлено судом, строительство кафе Чи Фань, отнесенное к объектам общественного питания, осуществлено предпринимателем самовольно, без соблюдения 50-ти метровой санитарно-защитной зоны, что не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В данной части суд отклоняет приведенные в ходе судебного разбирательства доводы предпринимателя о том, что поскольку объекты общественного питания не входят в классификацию ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОИЗВОДСТВ, ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ, СКЛАДСКИХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И РАЗМЕРЫ МИНИМАЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ДЛЯ НИХ, определенных разделом IV СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации 10.04.2003 № 38, содержащийся в оспариваемом Постановлении от 26.06.2013 № 2340 отказ по причине несоответствия требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 с 1 марта 2008 была введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно пункту 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 с момента введения в действие новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенная в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 38, признана утратившей силу.
В связи с этим, ссылка предпринимателя на редакцию утративших силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 является необоснованной.
Также, суд отклоняет ссылки предпринимателя на представленное в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" о соответствии объекта санитарным правилам от 30.11.2010 № 02.3/5089, в соответствии с которым здание кафе, расположенное в г.Хабаровске по ул.Медовая, 1, соответствует требованиям ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2011 по делу № А73-1380/2011 было отказано в удовлетворении иска ИП Т. к Администрации города Хабаровска о признании права собственности на нежилое здание - кафе, общей площадью 252,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1а.
При этом суд указал, что в экспертном заключении ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 30.11.2010 № 02.3/5089 указано наименование объекта: нежилое здание - кафе, состоит из основной части (Лит.Б), пристройки (Лит.Б1) и холодной пристройки (Лит.Б). Между тем, в соответствии с техпаспортом объекта холодная пристройка имеет Лит.б. Также в заключении указано, что здание имеет общую площадь 302,8 кв.м., в то время как в соответствии с техпаспортом общая площадь составляет 252,4 кв.м. Кроме того, представленные заключения потеряли актуальность в связи с произошедшим 07.05.2011 пожаром в спорном объекте.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ИП Т., суд при рассмотрении дела № А73-1380/2011 руководствовался также тем, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил бесспорных доказательств исключения угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении постройки; в соответствующей зоне малоэтажной смешанной жилой застройки объект общественного питания (закусочная; кафе; столовая; ресторан) относится к условно-разрешенному виду использования.
Принимая во внимание вышеизложенное, ссылки предпринимателя на экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" о соответствии объекта санитарным правилам от 30.11.2010 № 02.3/5089, составленное до произошедшего 07.05.2011 в здании кафе Чи Фань пожара, нельзя признать обоснованными.
Иного заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" о соответствии объекта - здания кафе Чи Фань, расположенного в г.Хабаровске по ул.Медовая, 1, требованиям ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предпринимателем представлено не было.
Доводы предпринимателя о том, что поскольку представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.08.2013 № 01/127/2013-219 подтверждается отсутствие на соседнем земельном участке, расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул. Морошковая, д.2А, зарегистрированного объекта завершенного строительства - жилого дома, отказ оспариваемым Постановлением от 26.06.2013 № 2340 в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в связи с несоблюдением ИП Т. 50-ти метровой санитарно-защитной зоны является неправомерным, суд также отклоняет.
Как установлено судом, Постановлением Администрации города Хабаровска от 21.07.1994 № 1780 земельный участок по ул.Морошковой, д. 2А в г.Хабаровске был предоставлен предыдущему собственнику земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с представленными в материалы дела Постановлениями Администрации города Хабаровска от 12.02.1997 № 455, от 28.06.2012 № 2748 земельные участки по ул.Морошковая, д. 4, ул.Морошковая, д. 6 в г.Хабаровске также были предоставлены физическим лицам для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно Постановлениям Администрации города Хабаровска от 15.10.2012 № 4355, 4356 земельные участки по ул.Медовая, д.1 и Медовая д.3 также были предоставлены Т. под индивидуальные жилые дома.
В соответствии со свидетельством 27-АВ 732754 от 07.02.2013, кадастровым паспортом от 28.12.2012 № 2700/301/12-117686 принадлежащий ИП Т. земельный участок общей площадью 2146 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство жилого дома.
Доводы предпринимателя о том, что в нарушение статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрация ошибочно связывает выдачу (отказ в выдаче) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не с отдельным земельным участком, а с уже имеющимся объектом - кафе Чи Фань, который не зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в отношении которого в настоящее время в Арбитражном суде Хабаровского края рассматривается дело № А73-4913/2013 по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края к ИП Т. о сносе самовольной постройки, суд также отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и предоставление разрешения на такое отклонение напрямую связаны с объектом капитального строительства, подлежащего возведению (реконструкции) на отведенном для этих целей в установленном порядке земельном участке.
В данном случае, иной объект строительства, кроме самовольно возведенного здания кафе Чи Фань, на принадлежащем предпринимателю земельном участке площадью 2 146 кв.м., расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243, отсутствует, что предпринимателем в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проектная документация и экспертные заключения также были представлены предпринимателем в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки на здание кафе Чи Фань, а не на какой-либо иной объект строительства.
При этом доказательства того, что земельный участок площадью 2 146 кв.м., расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243, был предоставлен предпринимателю не для строительства жилого дома, а для строительства объекта общественного питания, в материалах дела отсутствуют.
Вследствие этого, отказ оспариваемым постановлением Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по причине несоответствия требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в связи с тем, что представленное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" о соответствии объекта санитарным правилам от 30.11.2010 № 02.3/5089 устарело, а иных доказательств исключения угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении объекта общественного питания (кафе) в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки не представлено, является правомерным.
Далее, отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правила и нормы пожарной безопасности.
Статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно абзацу 4 статьи 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, которыми в силу пункта 15 статьи 2 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ признается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Частью 1 статьи 69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Согласно пункту 36 статьи 2 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78 установлено, что минимальное допустимое противопожарное расстояние между зданиями должно составлять не менее 6 метров.
Согласно приложению 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние между зданиями степени огнестойкости II (степень огнестойкости здания кафе Чи Фань согласно пожарному заключению ООО "Прометей" от 05.05.2012 № 14/2-14) и расположенным на соседнем земельном участке зданием должно составлять 8 м.
Как установлено судом, существующее расстояние между зданием кафе Чи Фань и зданием, расположенном на соседнем земельном участке, меньше установленного норматива, составляет около 2-х метров, что подтверждается представленными в материалы дела материалами фотосъемки, пояснительной запиской консультанта сектора архитектора Железнодорожного района г.Хабаровска, подготовленной в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки и предпринимателем в ходе судебного разбирательства не было опровергнуто.
В данной части суд отклоняет ссылки предпринимателя на то, что согласно пожарному заключению ООО "Прометей" от 05.05.2012 здание кафе Чи Фань соответствует требованиям ФЗ от 22.08.2008 № 123-ФЗ и другим нормативным документам в области пожарной безопасности и может использоваться по своему назначению как кафе, однако указанное заключение не было принято во внимание комиссией ввиду отсутствия в нем информации об исполнении требований пожарной безопасности по расположению здания в сложившейся и перспективной жилой застройке, в то время как ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не содержит положений, устанавливающих требования к противопожарным расстояниям между объектами защиты различных классов функциональной пожарной опасности, к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, в связи с чем, представленное заключение указанной информации не содержит, при этом при рассмотрении заявления на публичных слушаниях Т. было представлено пожарное заключение ООО "Прометей" от 27.02.2011, не принятое комиссией во внимание как устаревшее, несмотря на то, что данное заключение было составлено до вступления в силу ФЗ от 10.07.2012 № 117-ФЗ и содержало информацию об исполнении требований пожарной безопасности по расположению здания в сложившейся и перспективной застройке ввиду отсутствия на близлежащих участках каких-либо строений.
В соответствии с частью 1 статьи 151 ФЗ от 22.08.2008 № 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В Информационном письме от 19.07.2012 № 19-2-3-2855 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ)" МЧС России разъяснило, что в данный момент проводится работа по внесению исключенных требований пожарной безопасности в действующие своды правил, которые будут применяться на добровольной основе. В целях недопущения правовых коллизий, а также во избежание необходимости разработки специальных технических условий на каждый проектируемый или строящийся объект, предлагается на переходный период, то есть до внесения соответствующих изменений в действующие своды правил, при размещении объектов защиты руководствоваться положениями статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В таком случае требования к противопожарным расстояниям и проездам в переходный период могут быть приняты по СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно письму Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов" в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни.
Вследствие этого, отказ обжалуемым постановлением Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 в предоставлении Т. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по причине несоответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ в связи с тем, что представленное заключение содержит сведения о соответствии пожарной безопасности самовольно возведенного объекта и не содержит информации об исполнении требований пожарной безопасности по расположению здания в сложившейся и перспективной жилой застройке, также является правомерным.
Содержащиеся в оспариваемом постановлении причины отказа мотивированы.
При принятии постановления от 26.06.2013 № 2340 Администрацией были учтены рекомендации Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, изложенные в заключении от 10.06.2013.
Доводы предпринимателя о том, что отказ Администрации города Хабаровска в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ограничивает возможность воспользоваться правом, предоставленным статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускающим возможность отклонения предельных параметров строительства, лишает возможности по своему усмотрению пользоваться земельным участком в целях предпринимательской деятельности, осуществлять строительство на указанном земельном участке объекта общественного питания - кафе, суд также отклоняет.
Видом разрешенного использования принадлежащего Т. земельного участка площадью 2 146 кв.м., расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Медовая, 1А, 1, кадастровый (или условный) номер 27:23:0041040:243, является строительство жилого дома, а не объекта предпринимательской деятельности - объекта общественного питания (кафе, закусочной, ресторана), в связи с чем, оспариваемым Постановлением от 26.06.2013 № 2340 права и законные интересы ИП Т. в сфере предпринимательской деятельности не нарушаются.
Также суд отклоняет ссылки предпринимателя на нарушение Администрацией города Хабаровска Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336, в связи с тем, что постановление о назначении публичных слушаний от 06.05.2013 было опубликовано на официальном сайте Администрации города Хабаровска по истечении срока, установленного пунктом 3 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 3.1. Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала предоставления муниципальной услуги, является поступление в Департамент, в том числе в электронном виде, заявления и документов, указанных в п. 2.6 настоящего Регламента.
Согласно пункту 3.2. Административного регламента должностным лицом, ответственным за предоставление услуги, является директор Департамента.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административных процедур (за исключением процедур, являющихся в соответствии со ст. ст. 39, 40 Градостроительного кодекса РФ исключительными полномочиями Комиссии), является специалист Департамента, входящий в состав Комиссии, в должностные обязанности которого входит обеспечение деятельности Комиссии (далее - специалист Департамента).
В силу пункта 3.3. Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием заявления и представленных документов специалистом Департамента;
- регистрация заявления и представленных документов в день его поступления отделом контроля и документационного обеспечения департамента;
- рассмотрение заявления и представленных документов Комиссией на очередном заседании, но не позднее 21 дня со дня регистрации заявления;
- направление Комиссией сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому испрашивается данное разрешение;
- подготовка и направление Заявителю специалистом Департамента в течение 30 дней со дня регистрации заявления, в том числе в форме электронного документа, проекта постановления администрации города о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения, его публикация в средствах массовой информации и размещение на сайте администрации либо ответа об отказе в приеме документов в соответствии с п. 2.7 настоящего Регламента;
- обеспечение специалистом Департамента оповещения жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний путем опубликования в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации соответствующих сведений не позднее чем за 7 дней до начала слушаний;
- проведение Комиссией публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым испрашивается разрешение, в соответствии со ст. 39, 40 Градостроительного кодекса РФ;
- подготовка Комиссией заключения о результатах публичных слушаний, публикация его в средствах массовой информации и размещение на сайте администрации не позднее 1 месяца с момента оповещения жителей города о времени и месте их проведения;
- подготовка Комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направление их мэру города в течение 10 рабочих дней;
- подготовка постановления администрации города о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения в течение 7 дней со дня поступления рекомендаций Комиссии;
- выдача (направление, в том числе в форме электронного документа) специалистом Департамента Заявителю копии постановления администрации города о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения в течение 3 дней со дня его издания.
Как установлено судом, при оказании Т. муниципальной услуги требования и сроки, установленные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 № 1336, Администрацией города Хабаровска были соблюдены.
Срок публикации постановления Администрации города о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации, на несоблюдение которого ссылается предприниматель, пунктом 3 Административного регламента не установлен.
Иные приведенные предпринимателем в ходе судебного разбирательства доводы предпринимателя суд также отклоняет, как неоснованные на нормах права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
Принимая во внимание, что оспариваемое Постановление Администрации города Хабаровска от 26.06.2013 № 2340 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ИП Т. в сфере предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на предпринимателя, требования которого судом не были удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
М.А.БАРИЛКО
------------------------------------------------------------------