Решение Хабаровского краевого суда от 11.04.2013 по делу N 3-34/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 N 458-пр "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края">
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу № 3-34/2013
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 № 458-пр "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края",
установил:
Правительством Хабаровского края принято Постановление от 24 декабря 2012 г. № 458-пр "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края" (далее - Постановление № 458-пр от 24.12.2012 г.). Данным Постановлением утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим Постановления № 458-пр от 24.12.2012 г.
В обоснование заявленных требований прокурор края указывает на то, что оспариваемое Постановление Правительства Хабаровского края № 458-пр от 24.12.2012 г. противоречит ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", установившей принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к ее организации, а также п. 2 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской, Федерации", заложившей принцип правового регулирования отношений связанных с ротацией гражданских служащих, ориентированный на включение в перечни должностей гражданский службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, всех должностей гражданской службы категории "руководители" в органах, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Утвержденный п. 1 Постановления № 458-пр от 24.12.2012 г. Перечень предусматривает ротацию государственных гражданских служащих Хабаровского края не во всех, а лишь в отдельных органах исполнительной власти края, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, что противоречит п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей в качестве принципа государственной службы равные условия ее прохождения независимо от должностного положения, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Кроме того, указанный Перечень не соответствует требованиям п. 3 ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в силу которого ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы. Должности государственной гражданской службы Хабаровского края категории "руководители", не учтенные в Перечне, имеются в иных органах исполнительной власти края, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Также прокурор края считает, что Перечень, утвержденный Постановлением № 458-пр от 24.12.2012 г., не является полным, определенным, и не отвечает принципам ясности и непротиворечивости правовой нормы. Выявленные в Постановлении № 458-пр от 24.12.2012 г. противоречия федеральному законодательству не могут в полной мере обеспечить предотвращение коррупционных направлений в указанной сфере.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края Т. поддержала заявление прокурора края.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности Ш. просила в удовлетворении требований, заявленных прокурором края отказать, ссылаясь на то, что Перечень должностей составлялся на основе предложений органов исполнительной власти края с учетом требований и критериев, установленных ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказов о квалификационных требованиях, утвержденных соответствующими органами исполнительной власти края, должностных регламентов государственных служащих, разъяснений Минтруда РФ. Обоснованное включение той или иной должности в спорное Постановление № 458-пр от 24.12.2012 г. относится к исключительной компетенции Правительства края и обсуждение данного вопроса судом свидетельствовало бы о вмешательстве в деятельность органов исполнительной власти и нарушении ст. 10 Конституции РФ. Содержание Постановление № 458-пр от 24.12.2012 г. от 24.12.2012 г. является ясным, понятным и недвусмысленным. Перечень не содержит каких-либо выводов и утверждений, в нем исключительно поименованы должности службы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявление прокурора Хабаровского края не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий.
Частями 1 и 5 статьи 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) предусмотрено, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы.
Согласно части 10 статьи 60.1 Федеральный закон № 79-ФЗ перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Хабаровского края приняло Постановление от 24 декабря 2012 г. № 458-пр "Об утверждении Перечня должностей, государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края".
Доводы прокурора края о противоречии названного Постановления Правительства Хабаровского края нормам ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", п. 2 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, суд находит несостоятельными.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 26-П федеральный законодатель, вводя в правовое регулирование государственной гражданской службы общие для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовые нормы, должен оставлять субъектам Российской Федерации пространство для собственного правового регулирования, которое находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в, котором субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, законодатель субъекта Российской Федерации, который в силу Конституции Российской Федерации не вправе вторгаться в сферу ведения Российской Федерации, может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Частью 2 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Таким образом, установленные нормами части 2 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ положения о ротации лиц, замещающих должности категории "руководители", наделенных контрольными и надзорными полномочиями относятся только к территориальным органам федеральных органов власти. Определение иных должностей подлежащих ротации, осуществляется соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. До принятия указанных нормативных правовых актов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы является неправомерным.
При этом Федеральный закон № 79-ФЗ не ограничил право субъекта Российской Федерации на определение должностей, подлежащих включению в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации и не установил, что такой перечень формируется с учетом перечня должностей федеральной государственной службы.
Между тем из содержания Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края, утвержденного Постановлением № 458-пр от 24.12.2012 г. видно, что в него включены должности категории "руководители", наделенные контрольными и надзорными полномочиями. Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что подход Правительства края к формированию перечня должностей гражданской службы края, по которым предусматривается ротация гражданских служащих был основан на нормах части 5 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ.
При таком положении суд находит, что Постановление № 458-пр от 24.12.2012 г. принято Правительством Хабаровского края, в рамках компетенции установленной федеральным законодателем при соблюдении принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего единый подход к ее организации, в том числе с соблюдением принципа формирования перечня должностей государственной службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих категории "руководителей", осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Ссылки прокурора края на то, что в министерстве промышленности и транспорта края, министерстве сельского хозяйства и продовольствия края, комитете по труду и занятости населения Правительства края, комитете по ценам и тарифам Правительства края, управлении по делам архивов Правительства края имеются не учтенные в перечне должности государственной гражданской службы Хабаровского края категории "руководители", осуществляющие контрольные и надзорные функции не свидетельствуют о незаконности оспариваемой правовой нормы, поскольку неполнота нормативного правового акта не может служить основанием для признания его недействующим.
При таком положении не могут быть признаны обоснованными ссылки прокурора края на то, что Постановление № 458-пр от 24.12.2012 г. не соответствует требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, которым установлен в качестве принципа государственной службы равные условия ее прохождения независимо от должностного положения, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
Доводы прокурора края о противоречии оспариваемого Постановления № 458-пр от 24.12.2012 г. принципу, предусмотренному п. 3 части 2 статьи 60 Федерального закона № 79-ФЗ, в силу которого ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений не может быть признан основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом осуществлено правовое регулирование вопросов ротации государственных гражданских служащих Хабаровского края в рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий и в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по предмету, отнесенному к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Доводы прокурора края о неопределенности и неоднозначности толкования при правоприменении оспариваемого Постановления Правительства Хабаровского края несостоятельны, поскольку нормативное содержание Постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 № 458-пр и утвержденного им Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края является ясным, понятным и недвусмысленным. Перечень не содержит каких-либо выводов и утверждений, в нем исключительно поименованы должности и службы.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 № 458-пр "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Хабаровского края", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение принято в окончательной форме 16 апреля 2013 года.
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ
------------------------------------------------------------------