Распоряжение Минобрнауки Хабаровского края от 20.05.2013 N 641 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Хабаровском крае и Плана-графика реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 - 2015 гг."
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. № 641
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ПЛАНА-ГРАФИКА
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
НА 2013 - 2015 ГГ.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае на 2013 - 2018 годы", утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. № 52-рп, в целях развития региональной системы оценки качества образования:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования в Хабаровском крае.
1.2. План-график реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 - 2015 гг.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки края Кошельникову Е.Ю.
Заместитель Председателя
Правительства края - министр
А.А.Базилевский
УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 20 мая 2013 г. № 641
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования в Хабаровском крае определяет цели, задачи, принципы, организацию и технологию оценки качества образования, сетевое распределение полномочий организационных структур региональной системы оценки качества образования в Хабаровском крае.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования в Хабаровском крае (далее - Положение) распространяется на образовательные организации общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные на территории Хабаровского края (далее - образовательные организации), за исключением образовательных организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507-р;
- Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 61;
- государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р;
- Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае на 2013 - 2018 годы", утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. № 52-рп;
- Основными направлениями модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. № 104-пр;
- государственной целевой программой Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. № 177-пр.
1.3. Потребителями региональной системы оценки качества образования Хабаровского края (далее - РСОКО ХК) являются субъекты, заинтересованные в использовании результатов системы оценки качества образования края как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- учредители образовательных организаций;
- общественно-государственные органы управления образовательными организациями;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации и объединения;
- методические службы и система повышения квалификации педагогических кадров;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- отдельные граждане;
- средства массовой информации.
2. Основные цели, задачи, принципы функционирования РСОКО ХК
2.1. Целью РСОКО ХК является получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.
2.2. Основными задачами РСОКО ХК являются:
- формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, подходов к его измерению, оценке и путям развития;
- создание условий для выявления факторов и проблем, существенно влияющих на качество образования;
- определение и внедрение единых критериев анализа и оценки индивидуальных достижений обучающихся, деятельности образовательных организаций, руководящих и педагогических работников образования;
- совершенствование нормативно-методической, информационной и статистической инфраструктур краевой системы образования;
- создание условий для активного участия образовательных организаций, органов управления образованием, методических служб и общественности в различных формах оценки качества образования;
- формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;
- создание стабильно функционирующей региональной информационной системы оценки качества образования Хабаровского края, базирующейся на современных средствах сбора, обработки, хранения, анализа и использования информации о качестве образования, структурированной в соответствии с запросами потребителей;
- создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области оценки качества образования (педагогических измерений);
- создание и развитие инфраструктуры образовательных организаций, обладающих опытом в области мониторинга и оценки качества образования;
- повышение эффективности управления качеством образования на основе использования результатов оценки качества образования и внедрения современных технологий управления системой образования;
- удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг в получении объективной информации о состоянии и развитии системы образования Хабаровского края.
2.3. Основными принципами РСОКО ХК являются:
- оптимальность используемых источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности;
- открытость, возможность обновления критериально-нормативной базы оценки качества образования с учетом реально наблюдаемых тенденций и динамично меняющихся запросов потребителей образовательных услуг;
- перспективность, направленность на решение актуальных задач развития образования;
- прозрачность, объективность процедур оценки качества образования;
- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- иерархичность системы показателей;
- инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей, проведении оценочных процедур, использовании информации об индивидуальных учебных и внеучебных достижениях обучающихся;
- сопоставимость системы показателей с международными аналогами.
3. Сетевое распределение полномочий организационных структур
3.1. Организационная структура РСОКО ХК включает:
- министерство образования и науки Хабаровского края;
- Краевое государственное бюджетное учреждение "Региональный центр оценки качества образования";
- краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования";
- краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования";
- Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения";
- Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества";
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- образовательные организации;
- общественные институты.
3.2. Организационная структура РСОКО ХК предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКО ХК и особенностями оценочных процедур.
3.3. Министерство образования и науки Хабаровского края:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования на территории края;
- осуществляет правовое регулирование процедур оценки качества образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края;
- определяет состояние и тенденции развития краевой системы образования, на основе которых принимаются решения по совершенствованию управления качеством образования;
- осуществляет разработку критериальной базы РСОКО ХК;
- координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с оценкой качества образования;
- обеспечивает проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена;
- организует проведение аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности;
- осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по федеральному государственному контролю качества образования;
- организует формирование и ведение региональных информационных систем оценки качества образования;
- определяет порядок организации и осуществления мониторингов в системе образования (региональный мониторинг образовательных достижений обучающихся и воспитанников, комплексный мониторинг муниципальных образовательных систем; мониторинговые исследования качества образования, участие в международных сравнительных исследованиях качества образования на территории края, иные оценочные процедуры);
- обеспечивает ведение системы рейтингов деятельности муниципальных образований, образовательных организаций на основе кластерного подхода;
- организует разработку рекомендаций по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
- организует разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
- обеспечивает руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией для выработки управленческих решений.
3.4. Краевое государственное бюджетное учреждение "Региональный центр оценки качества образования":
- организует информационное обеспечение функционирования РСОКО ХК;
- обеспечивает ресурсное, техническое, организационно-технологическое сопровождение региональной информационной системы оценки качества образования Хабаровского края;
- участвует в разработке критериальной базы РСОКО ХК;
- организует подготовку измерителей и технологий, используемых при проведении оценки качества образования;
- формирует банк контрольных измерительных материалов, фонды оценочных средств для различных категорий пользователей;
- осуществляет организационное сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
- обеспечивает разработку и адаптацию программных средств для проведения оценки качества образования;
- организует сбор, хранение, статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития качества образования в Хабаровском крае;
- осуществляет организационно-технологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования;
- участвует в подготовке аналитических отчетов по оценке качества образования;
- осуществляет организационно-технологическое сопровождение аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций;
- осуществляет организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории края;
- участвует в обработке и подготовке информационных материалов о состоянии качества образования в крае.
3.5. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования":
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования на территории края;
- обеспечивает повышение квалификации педагогических работников, профессиональных и общественных экспертов, общественных наблюдателей в вопросах процедур регламентации деятельности образовательных организаций, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, мониторинга качества образовательных результатов обучающихся;
- участвует в проведении содержательного анализа результатов мониторинговых исследований и оценочных процедур;
- разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки качества образования, организует подготовку методических материалов о состоянии образования в крае;
- участвует в обеспечении руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией для выработки управленческих решений;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний, научно-практических конференций, выставок, семинаров по актуальным проблемам развития образования и повышения его качества.
3.6. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования":
- участвует в разработке методологии и методики оценки индивидуальных достижений обучающихся с учетом специфики профессионального образования;
- обеспечивает создание фонда оценочных средств в системе профессионального образования;
- участвует в разработке организационно-методического инструментария и нормативного обеспечения для фиксации и оценивания внеучебной активности учащихся и студентов;
- обеспечивает оценку индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли объединений работодателей;
- обеспечивает проведение мониторинговых и социологических исследований по вопросам оценки качества образования.
3.7. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения":
- формирует диагностический психологический инструментарий и изучает уровень адаптации и степень психологической комфортности обучающихся образовательных организаций;
- участвует в мониторинге условий предоставления психолого-медико-социальной помощи в образовательных организациях края;
- обеспечивает качественную оценку психологических измерений на основе статистических данных, предоставляемых Краевым государственным бюджетным учреждением "Региональный центр оценки качества образования";
- обеспечивает повышение квалификации педагогических работников в системе профессионального образования;
- готовит предложения по оказанию квалифицированной помощи узким специалистам, педагогам и родителям по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей.
3.8. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- разрабатывают и реализуют программу развития муниципальной системы оценки качества образования, включая вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития муниципальной системы образования;
- осуществляют рейтингование образовательных организаций;
- устанавливают систему показателей для сравнительной оценки деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций, в том числе для распределения стимулирующего фонда оплаты труда;
- создают условия для подготовки специалистов органов местного самоуправления, работников муниципальных образовательных организаций и общественных экспертов в области проведения оценочных процедур и мониторинговых исследований;
- участвуют в организации проведения оценочных процедур муниципального, регионального, федерального уровней;
- организуют сбор информации, необходимой для проведения процедур оценки качества образования на территории муниципальных образований края;
- в пределах своей компетенции обеспечивают проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
3.9. Образовательные организации:
- обеспечивают функционирование и развитие системы внутреннего мониторинга качества образования;
- обеспечивают проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, основные профессиональные образовательные программы, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;
- разрабатывают критерии и показатели оценки результативности деятельности работников образовательной организации, в том числе для установления стимулирующих выплат;
- участвуют во всех формах мониторинговых исследований качества образования и иных оценочных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации в рамках оценки и контроля качества образования, лицензирования и государственной аккредитации;
- обеспечивают проведение процедур самооценки и открытое представление результатов через ежегодный публичный доклад, отчет о результатах самообследования;
- предоставляют статистические данные и другую информацию в рамках РСОКО ХК;
- обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
- обеспечивают информирование родителей (законных представителей) о результатах мониторинговых исследований и иных оценочных процедур в рамках РСОКО ХК.
3.10. Общественные институты:
- осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных организаций края в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий, студенческих научных работ;
- принимают участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО ХК;
- принимают участие в обсуждении системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования края;
- принимают участие в обсуждении результатов проведенных исследований в рамках РСОКО ХК.
4. Организация и технология оценки качества образования
4.1. Функционирование РСОКО ХК предусматривает:
- оценку индивидуальных достижений обучающихся;
- оценку результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций;
- оценку качества деятельности образовательных организаций;
- оценку качества деятельности муниципальных образовательных систем;
- оценку качества краевой образовательной системы.
4.2. Оценка индивидуальных достижений обучающихся осуществляется посредством:
- ежегодных региональных мониторинговых исследований качества учебных достижений обучающихся;
- мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения на уровне образовательной организации (включая стартовый, промежуточный, рубежный, итоговый контроль и мониторинг результатов предметных олимпиад и конкурсов);
- текущих и рубежных форм диагностики и оценки предметных знаний, компетентностей обучающихся в ходе осуществления внутреннего контроля в образовательной организации;
- замера внеучебных достижений обучающихся и установления уровня их социализации;
- государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- установления соответствия уровня подготовки обучающихся (каждого в отдельности) и образовательной организации в целом требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям;
- оценки развития личностных, физических и интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста;
- комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
- участия обучающихся в муниципальных, краевых, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования, творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях разного уровня.
4.3. Для оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций используются:
- результаты аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования (определение уровня соответствия деятельности педагогического работника требованиям, предъявляемым к соответствующей должности и квалификационной категории);
- конкурсный отбор лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
- конкурсный отбор лучших педагогов в рамках профессиональных творческих конкурсов "Учитель года", "Сердце отдаю детям", имеющим очную форму краевого и Всероссийского уровней;
- различные модели оценки результативности педагогической деятельности для установления стимулирующих выплат на уровне образовательной организации.
4.4. Оценка качества деятельности образовательной организации осуществляется на основе:
- результатов лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных организаций (экспертиза условий образовательной деятельности, качества образовательных программ и конечных результатов образовательной деятельности);
- мониторинга качества образования на основе результатов государственной аккредитации образовательных организаций;
- статистических данных, ведомственной информации, аналитических материалов организационных структур, выполняющих функции по организации и проведению оценочных процедур;
- результатов различных форм проверок, осуществляемых в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области образования;
- ежегодного публичного доклада руководителя образовательной организации об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с органами самоуправления образовательной организации;
- оценки уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг;
- результатов целевых социологических опросов и мониторинговых исследований качества образования;
- различных форм и результатов общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов;
- мониторинга реализации государственных проектов и программ.
4.5. В рамках РСОКО ХК предусматривается ежегодное проведение комплексной сравнительной оценки состояния и развития муниципальных образовательных систем. Оценка качества деятельности муниципальных образовательных систем осуществляется на основе мониторинга состояния и развития муниципальных образовательных систем, в том числе:
- равенства доступа к качественному образованию;
- выполнения целевых ориентиров, установленных муниципальной системой оценки качества образования;
- результатов различных форм проверок, осуществляемых в рамках федерального государственных контроля (надзора) в области образования;
- целевых значений показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
4.6. Оценка качества краевой образовательной системы осуществляется на основе:
- мониторинга целевых значений показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Правительством Хабаровского края, государственными целевыми программами;
- различных форм и результатов общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
4.7. РСОКО ХК включает системы сбора и первичной обработки данных; анализа и оценки качества образования; адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Деятельность по реализации каждого компонента РСОКО ХК регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).
Перечень индикаторов качества образования, их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.9. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с ежегодно утвержденным графиком и планом работы министерства образования и науки края.
4.10. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.
Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
4.11. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, подлежит дальнейшему анализу, интерпретации с целью принятия управленческих решений. На основе полученной информации по каждой группе показателей в виде суммы баллов формируется рейтинг муниципальных образовательных систем, образовательных организаций.
Информация о качестве образования, включающая статистическую и ведомственную информацию, собирается в структурированном формате и оформляется в виде аналитических записок, справок, докладов, сборников.
Информация общего доступа размещается на официальных сайтах министерства образования и науки Хабаровского края, Краевого государственного бюджетного учреждения "Региональный центр оценки качества образования".
Информация ограниченного доступа предоставляется на основе официального запроса в адрес министерства образования и науки края, в том числе в электронном виде с учетом соблюдения требований информационной безопасности.
5. Общественная и профессиональная экспертиза
качества образования
5.1. РСОКО ХК предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов, в том числе при:
- проведении экспертизы проектов документов по оценки качества;
- обсуждении комплекса показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования края;
- проведении мониторинговых исследований и оценочных процедур и обсуждении их результатов.
5.2. РСОКО ХК обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.
5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:
- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам личности, общества;
- формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;
- развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
- качество образования, представляемое образовательной организацией, включая учебные достижения обучающихся;
- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый конкретной образовательной организацией;
- условия, созданные в образовательной организации с целью сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает:
- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования;
- формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся;
- развитие сетевого взаимодействия в рамках системы повышения квалификации.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:
- качество образовательных программ;
- эффективность управления образовательными системами (образовательной организацией, муниципальной системой образования, региональной системой образования), в том числе в финансово-экономической сфере;
- условия, созданные в образовательной организации в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников, повышения их профессионального мастерства;
- условия, созданные для реализации программ дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации до общественности о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
6. Финансовое обеспечение
Финансирование РСОКО ХК осуществляется в рамках финансирования текущей деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, краевых и муниципальных образовательных организаций, за счет средств консолидированного бюджета края, федерального бюджета на реализацию государственных целевых программ, а также за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление министерством образования и науки края переданных полномочий.
Начальник отдела итоговой аттестации
и оценки качества образования
Е.Ю.Кошельникова
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 20 мая 2013 г. № 641
ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
НА 2013 - 2015 ГГ.
№ п/п
Мероприятия
Срок исполнения
Ответственные <*>
1
2
3
4
1. Нормативное обеспечение
1.1.
Подготовка распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края (далее - министерство) "Об утверждении перечня региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных организациях Хабаровского края на 2013 год"
2013 г.
ОИАиОКО
1.2.
Подготовка распоряжения министерства "Об утверждении Комплекса ключевых индикаторов качества образования"
2013 г.
ОИАиОКО
1.3.
Подготовка распоряжения министерства "Об утверждении Положения о конкурсе по разработке контрольных измерительных материалов для проведения мероприятий по оценке качества образования в крае"
2013 г.
ОИАиОКО
1.4.
Подготовка приказа о порядке и размере выплаты компенсации работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена
2013 г.
ОИАиОКО
2. Организационно-технологическое обеспечение
2.1.
Формирование и ведение баз данных, региональных информационных систем:
- об участниках и результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов;
- аналитических материалов по результатам проведенных мероприятий по оценке качества образования;
- контрольных измерительных материалов;
- аналитических материалов по результатам проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций;
- профессиональных и общественных экспертов по оценке качества образования
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
2.2.
Организация разработки рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов государственной (итоговой) аттестации
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО, КГБОУ ДПО ХК ИРО
2.3.
Совершенствование процедур организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников в крае
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО, МОУО, ОУ
2.4.
Совершенствование процедур организации проведения аттестации педагогических кадров
ежегодно
УОО, КГБОУ ДПО ХК ИРО, КГБУ РЦОКО, МОУО, ОУ
2.5.
Обеспечение участия образовательных организаций края в российских и международных мониторинговых исследованиях качества образования
ежегодно
ОИАиОКО, МОУО, ОУ
2.6.
Формирование перечня запросов потребителей региональной системы оценки качества образования края
2013 г.
ОИАиОКО, МОУО, ОУ, СПО
2.7.
Организация работы групп специалистов, экспертов по разработке контрольных измерительных материалов и иных оценочных средств
2013 - 2015 годы
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
2.8.
Осуществление процедуры кластеризации общеобразовательных организаций
2013 г.
ОИАиОКО, МОУО
2.9.
Организация апробации региональной системы оценки качества образования в муниципальных районах и городских округах края
2013 - 2014 годы
ОИАиОКО, МОУО, ОУ
2.10.
Формирование института внешних экспертов для участия в мероприятиях оценки качества образования
2013 - 2015 годы
ОИАиОКО
2.11.
Подготовка методических рекомендаций по разработке Положения о муниципальной системе оценки качества образования
2013 г.
ОИАиОКО
2.12.
Подготовка методических рекомендаций по разработке Положения о системе оценки качества образования образовательной организации
2013 г.
ОИАиОКО
2.13.
Организация информационно-технологического обеспечения региональной системы оценки качества образования края (технологии и инструментарий для сбора, обработки, хранения и предоставления информации в электронном виде (периодичность и упорядоченность подачи информации, формы и шаблоны для сбора информации и т.п.)
2013 г.
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
2.14.
Разработка модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего образования
2013 г.
ОИАиОКО
2.15.
Введение системы рейтингов деятельности муниципальных образований, образовательных организаций на основе кластерного подхода
2013 г.
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО, МОУО
2.16.
Разработка макетов ежегодных публичных докладов руководителей образовательных организаций, руководителей муниципальных систем образования
2013 г.
ОИАиОКО
2.17.
Формирование реестров участников олимпиад, конкурсов, соревнований краевого и федерального уровней
2013 г.
ОИАиОКО, УОО, УПО, УВиДО, КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, МОУО
2.18.
Разработка модели оценки качества деятельности образовательных организаций по социализации личности (апробация)
2013 - 2014 годы
ОИАиОКО, УПО, МОУО, ОУ, СПО
2.19.
Разработка системы индикаторов оценки качества дополнительного образования детей
2013 - 2014 годы
ОИАиОКО, УВиДО, КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ
2.20.
Организация и проведение конкурса контрольных измерительных материалов для обеспечения введения процедур оценки результатов обучения на уровне школы, учета достижений школьников и студентов
2013 - 2014 годы
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО, МОУО, ОУ, СПО
2.21.
Создание вариативного блока регионального комплекса ключевых индикаторов качества образования
2013 г.
ОИАиОКО, МОУО, ОУ, СПО
2.22.
Разработка и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, УВиДО, КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ
2.23.
Организация и проведение конкурса на лучшую разработку модели школьной системы оценки качества образования
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
2.24.
Организация проведения общественной, общественно-профессиональной экспертизы деятельности образовательных организаций
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, УПО
2.25.
Разработка модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы профессионального образования
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, УПО
2.26.
Организация разработки инструментария, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебные достижения учащихся и студентов
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, УПО, УВиДО
2.27.
Организация проведения социологических исследований по вопросам качества образования
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, МОУО, ОУ, СПО
2.28.
Проведение межрегиональной конференции по вопросам функционирования региональных систем оценки качества образования
2015 г.
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
2.29.
Распространение современных моделей организации дополнительного образования детей
2015 г.
ОИАиОКО, УВиДО, КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ
2.30.
Подготовка и издание сборников по результатам проведенных мероприятий по оценке качества образования
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
3. Информационное обеспечение
3.1.
Подготовка сборников по результатам проведенных мероприятий по оценке качества образования
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
3.2.
Подготовка и издание информационно-методических сборников:
- "Об итогах проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов";
- "Об итогах проведения единого государственного экзамена на территории Хабаровского края";
- "Качество образования в Хабаровском крае"
ежегодно
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
3.3.
Создание на официальном сайте Краевого государственного бюджетного учреждения "Региональный центр оценки качества образования" форума по вопросам оценки качества образования
2013 г.
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
3.4.
Обеспечение доступа потребителей к продуктам региональной системы оценки качества образования в двух режимах - открытом и регламентированном доступе
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО
4. Кадровое обеспечение
4.1.
Организация обучения по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки "Тестолог (специалист в области педагогических измерений)" учителей, преподавателей, методистов
2013 - 2014 годы
ОИАиОКО, КГБУ РЦОКО, УПО, КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, МОУО, ОУ, СПО
4.2.
Организация и проведение семинаров и совещаний для специалистов (экспертов):
- органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций в области качества образования;
- выполняющих функции операторов по сбору первичной информации на различных уровнях региональной системы оценки качества образования края;
- по разработке и использованию оценочных средств;
- по проблемам качества образования
ежегодно
ОИАиОКО, УПО, МОУО
4.3.
Обеспечение участия во всероссийских, межрегиональных совещаниях по вопросам оценки качества образования
ежегодно
ОИАиОКО
4.4.
Подготовка технического задания по разработке программ дополнительного профессионального образования:
- "Конструирование педагогических тестов средствами информационных технологий";
- "Педагогические измерения и образовательные стандарты";
- "Конструирование педагогических измерителей на уровне образовательных организаций";
- "Технология организации и проведения диагностики учебных достижений учащихся";
- "Мониторинг как условие и средство управления качеством образования в образовательной организации";
- "Контрольно-аналитическая деятельность в образовательной организации"
2014 - 2015 годы
ОИАиОКО
4.5.
Подготовка технического задания по разработке программы "Основы педагогического тестирования" для курсов повышения квалификации для педагогических работников (объемом не менее 108 час.)
2015 г.
ОИАиОКО
--------------------------------
<*> ОИАиОКО - отдел итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки Хабаровского края.
УОО - управление общего образования министерства образования и науки Хабаровского края.
УПО - управление профессионального образования министерства образования и науки Хабаровского края.
УВиДО - управление воспитания и дополнительного образования министерства образования и науки Хабаровского края.
КГБУ РЦОКО - Краевое государственное бюджетное учреждение "Региональный центр оценки качества образования".
КГБОУ ДПО ХК ИРО - краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования".
КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ - Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества".
МОУО - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
ОУ - образовательные учреждения общего образования.
СПО - образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Начальник отдела итоговой аттестации
и оценки качества образования
Е.Ю.Кошельникова
------------------------------------------------------------------