По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Хабаровского УФАС России от 15.02.2013 N 1 <О нарушении энегоснабжающей организацией законодательства в сфере ценообразования при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. № 1

Резолютивная часть решения оглашена 01 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителя МУ "П" <...>, рассмотрев дело № 3-1/267 по признакам нарушения МУ "П" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Г" на действия МУ "П" (далее - МУ "П") в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям и в части нарушения "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, направленное Прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре письмом от 21.10.2012 № 1р-2012 (вх. от 26.11.2012 № 6/9672).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
МУ "П" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" и имеет долю более 65% на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в зоне расположения электрических сетей МУ "П" в г. Комсомольске-на-Амуре (приказ Хабаровского УФАС России от 27.11.2006 № 133-П).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона об электроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ 27.12.2004 № 861, обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
При наличии достаточных оснований для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приказом от 14.12.2012 № 965 возбуждено дело № 3-1/267 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/267.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/267 Комиссией установлено следующее.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <...> ООО "Г" принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, <...>.
ООО "Г" 13.08.2012 обратилось в МУ "П" с заявкой на технологическое присоединение объекта, находящегося по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, <...>.
По результатам рассмотрения указанной заявки 12 сентября 2012 года между МУ "П" и ООО "Г" заключен договор № 926 технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 100 кВ (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) (далее - Договор № 926) с техническими условиями № 1351 от 12.09.2012, являющимися неотъемлемым приложением к договору.
Договором № 926 установлено, что в соответствии с настоящим договором сетевая организация обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства заказчика с максимальной мощностью 12 кВт для энергоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям необходимого класса напряжения 0,220 кВ сетевой организации с питанием от ТП-11, а заказчик обязуется выполнить технические условия и оплатить работы по технологическому присоединению согласно условиям договора.
Пунктом 10 Договора № 926 установлено, что размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из мощности энергопринимающего устройства, составляющего 12 кВт и установленного постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 27/1 от 08.09.2010 тарифа, что составляет 109474 рублей 08 копеек (сто девять тысяч четыреста семьдесят четыре рубля 08 копеек), в том числе НДС 18% 16699 руб. 44 коп.
По результатам проведенного анализа Договора № 926 Комиссией установлено, что максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя не превышает 15 кВт (включительно). Максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств, расположенных по адресу заявителя, составляла 60 кВт. Точка присоединения к электрической сети - вводно-распределительное устройство жилого дома.
В настоящее время согласно акту об осуществлении технологического присоединения № 755 от 26.09.2012 и акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон № 9882 от 26.09.2012 фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям МУ "П" осуществлено.
Комиссией по результатам проведенного анализа вышеуказанного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено, что уровень напряжения - 0,4 кВ, максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя - до 15 кВт. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта (объект расположен в многоквартирном доме) производилось в точке присоединения, расположенной в вводно-распределительном устройстве многоквартирного дома. Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городе.
Как пояснило МУ "П": "согласно представленным документам, ООО "Г" является собственником помещения, расположенного на первом этаже дома <...>, г. Комсомольск-на-Амуре. Принадлежащее ООО "Г" помещение является частью объекта недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Под жилым домом понимается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения граждан бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункт 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)). Квартира - это обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования (пункт 3 статьи 16 ЖК РФ). Комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 4 статьи 16 ЖК РФ).
При строительстве жилого дома <...> помещение являлось жилой квартирой, которая впоследствии была переведена в нежилое помещение. Электроснабжение дома было рассчитано исходя из планируемого энергопотребления квартир, находящихся в этом доме. Сечение электрического кабеля позволяет выдерживать приходящуюся нагрузку, рассчитанную при проектировании и строительстве жилого дома. При увеличении энергопотребления жилого дома увеличивается нагрузка на электрический кабель, питающий этот жилой дом, что может впоследствии сказаться на надежности энергоснабжения жилого дома. В свою очередь, сетевое предприятие осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт электрических сетей. Указанные мероприятия включают в себя контроль приходящейся нагрузки на электрические сети.
В соответствии с поданной ООО "Г" заявкой на технологическое присоединение, нагрузка на электрическую сеть, присоединенную к жилому дому, увеличивается. Подключаемое помещение опосредованно подключено к вводно-распределительному устройству жилого дома и получает электрическую энергию от сети, подсоединенной к дому. В связи с тем, что помещение является конструктивной составляющей жилого дома, относящегося к объектам с присоединенной мощностью до 100 кВт, стоимость технологического присоединения составила 109474 руб. 08 коп. (с учетом ранее присоединенной мощности)".
По результатам проведенного анализа действующего законодательства Российской Федерации Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/267 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
Пунктом 2 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 установлено, что Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам в рамках своих полномочий определены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 2 Правил № 861 установлено, что действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил № 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил № 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил № 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пунктом 8 Правил № 861 установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил № 861, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
В соответствии с абзацем вторым пункта 16.1 Правил № 861 под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил № 861, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил № 861 установлено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 1 и направляется заявителю - физическому лицу.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 2 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 3 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Пунктом 1 типового договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, приложения № 1 Правил № 861 указано под сноской 1, в каких случаях необходимо указывать ранее присоединенную в точке присоединения мощность, а именно, ранее присоединенная мощность подлежит указанию, если энергопринимающее устройство заявителя ранее в надлежащем порядке было технологически присоединено и заявитель имеет документы, подтверждающие указанное технологическое присоединение и наличие ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности (подобное положение присутствует в приложениях N№ 2, 3, 4).
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Пунктом 17 Правил № 861 установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Порядок расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций определен Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.09.2010 № 27/1 утвержден размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей г. Комсомольск-на-Амуре (действовало в 2012 году).
Порядок расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций в рассматриваемый Комиссией период определен Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5 (далее - Методические указания).
Пунктом 5 Методических указаний установлено, что плата за технологическое присоединение взимается однократно.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что заявитель, подающий заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы, указанные в пункте 12 Методических указаний, в объеме, не превышающем 550 рублей, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В случае, если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного энергопринимающего устройства потребителей электрической энергии присоединяемая мощность превысит 15 кВт или вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний.
Пунктом 20 раздела III Методических указаний установлено, что плата за технологическое присоединение (Тij) рассчитывается в отношении каждого случая присоединения для одного заявителя на основании ставок платы за технологическое присоединение по следующей формуле:

Тij = Сij x Nij (руб.),

где:
Сij - ставка платы за технологическое присоединение в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт);
Nij - суммарная мощность технологического присоединения одного заявителя в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (кВт).
Хабаровским УФАС России в ходе рассмотрения дела № 3-1/100 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУ "П" по аналогичному вопросу в адрес уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам) по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям направлены письма (в адрес ФАС России от 07.09.2011 № 6/7128; в адрес ФСТ России от 05.09.2011 № 6/7059), в соответствии с которыми ФАС России и ФСТ России было предложено дать разъяснения в части формирования размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций на примере договорной практики, сложившейся в МУ "П" в 2010 году.
Изучив Письмо ФСТ России от 15.11.2011 № ЕП-9104/12 (вхд. от 23.11.2011 № 6/9524), Комиссией Хабаровского УФАС России было установлено, что разъяснения были даны в части формирования размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств многоквартирных домов в целом к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, поскольку в заключительной части письма содержится вывод о возможности технологического присоединения нежилого помещения с оплатой в размере не более 550 рублей при соблюдении двух условий: присоединяемая мощность до 15 кВт включительно и требования по необходимому расстоянию.
Письмом ФАС России от 11.11.2011 № ЦА/41832 (вхд. от 22.11.2011 № 6/9498) указано, что при учете ранее присоединенной мощности в точке присоединения следует учитывать ту мощность, которая присоединена непосредственно к энергопринимающему устройству заявителя, а не к общему главному распределительному щиту, соответственно, при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городе и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение составляет не более 550 рублей.
Проанализировав материалы дела, нормы действующего законодательства и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что сетевым организациям при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций необходимо учитывать только ту мощность энергопринимающих устройств заявителя, которая указана в заявке, направляемой заявителем, а также мощность соответствующего заявителя в данной точке присоединения без учета существующей мощности иных потребителей в данной точке присоединения, поскольку технологическое присоединение энергопринимающих устройств иных потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было уже ранее осуществлено с взиманием платы, которая в соответствии с пунктом 5 Методических указаний взимается однократно.
Более того, выпадающие доходы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства МУ "П", которые могут возникнуть у сетевой организации в результате применения размера платы за технологическое присоединение, не превышающего 550 рублей, могут быть компенсированы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлен факт включения в условия договора технологического присоединения энергопринимающих устройств физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с максимальной мощностью до 100 кВт положений о размере платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства МУ "П", учитывающих присоединенную мощность многоквартирного дома и соответственно рассчитанную в соответствии с пунктом 20 Методических указаний без учета того, что расстояние от границ участка ООО "Г" до объектов электросетевого хозяйства МУ "П" составляет не более 300 метров в городе и мощность энергопринимающих устройств ООО "Г" не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности). Вышеуказанные действия МУ "П" являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что, в свою очередь, могло привести к ущемлению интересов ООО "Г".
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю констатирует факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в нарушении МУ "П" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении Договора № 926, что могло привести к ущемлению интересов ООО "Г".
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что МУ "П", занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории города Комсомольска-на-Амуре в зоне расположения сетей хозяйствующего субъекта, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Названные действия в совокупности указывают на пренебрежительное отношение МУ "П" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях МУ "П" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании изложенного Комиссией установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МУ "П".
Однако в процессе рассмотрения дела № 3-1/267 ООО "Г" представило документы, свидетельствующие о добровольном устранении МУ "П" установленного Комиссией нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении Договора № 926, и его последствий путем заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1025 от 06.12.2012, которым предусмотрена плата за технологическое присоединение в размере 649 рублей, включая НДС (18%) 99 рублей.
Согласно Дополнительному соглашению № 1 от 03.12.2012 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 926 от 12.09.2012 МУ "П" и ООО "Г" решили расторгнуть Договор № 926; денежные средства, уплаченные ООО "Г" в счет оплаты технологического присоединения, МУ "П" обязано перечислить на расчетный счет ООО "Г" либо выплатить через кассу.
Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия приняла решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения МУ "П" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении Договора № 926.
Помимо изложенного, Комиссией в ходе рассмотрения дела № 3-1/267 установлено следующее.
Техническими условиями № 1351 от 12.09.2012, являющимися неотъемлемым приложением к Договору № 962, предусмотрены следующие обязанности заявителя по исполнению технических условий: установить вводное устройство (ВУ) с защитой от перегрузок и перенапряжения (пункт 11.1); произвести монтаж защитного заземления ВУ (пункт 11.2); предоставить технический отчет испытаний электроустановки (пункт 11.3); подключение ВУ стоматологии выполнить эл. кабелем расчетного сечения через последовательно установленное отключающее устройство, подключенное в ВРУ жилого дома под одни зажимы с питающей линией ф. 4 ТП-11 после головного учета (пункт 11.4); ВУ оборудовать расчетными средствами учета электроэнергии, с применением однофазного счетчика класса точности 1 или выше (пункт 11.5); установить устройство контроля величины максимальной мощности, соответствующее требованиям нормативных документов и ГОСТ на тип данного устройства (пункт 11.6).
Однако, как указывалось выше, заключенный между МУ "П" и ООО "Г" Договор № 926 расторгнут, соответственно и технические условия № 1351 от 12.09.2012, являющиеся неотъемлемым приложением к Договору № 962, являются недействительными. Новый договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1025 от 06.12.2012, заключенный между МУ "П" и ООО "Г", содержит новые технические условия № 1836 от 06.12.2012, являющиеся неотъемлемым приложением к указанному договору.
Техническими условиями № 1836 от 06.12.2012 предусмотрены следующие обязанности заявителя по исполнению технических условий: установить вводное устройство (ВУ) с защитой от перегрузок и перенапряжения (пункт 11.1); произвести монтаж защитного заземления ВУ (пункт 11.2); предоставить технический отчет испытаний электроустановки (пункт 11.3); подключение ВУ стоматологии выполнить эл. кабелем расчетного сечения через последовательно установленное отключающее устройство, подключенное в ВРУ жилого дома под одни зажимы с питающей линией ф. 4 ТП-11 после головного учета (пункт 11.4); ВУ оборудовать расчетными средствами учета электроэнергии, с применением однофазного счетчика класса точности 1 или выше (пункт 11.5); установить устройство контроля величины максимальной мощности, соответствующее требованиям нормативных документов и ГОСТ на тип данного устройства (пункт 11.6).
Как пояснило МУ "П": "технические условия содержат необходимые для вводного устройства, вводного распределительного устройства характеристики, аппараты защиты, автоматические выключатели. Руководствуясь пунктами 7.1.24, 7.1.25, 7.1.26 Правил устройства электроустановок (седьмое издание), потребители новых или реконструированных электроустановок должны соблюдать данные правила, а сетевая организация должна принять данные технические условия (согласно Правилам № 861) в порядке, изложенном в ПТЭЭП № 6 от 13.01.2003.
Согласно пункту 18 Правил № 861, Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федеральной исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется сетевой организацией с участием заявителя).
Согласно пункту 1.3.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем должны проводиться по проектным схемам подрядчиком (генподрядчиком) с привлечением персонала заказчика после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемой электроустановке, а комплексное опробование должно быть проведено заказчиком".
По результатам проведенного анализа действующего законодательства Российской Федерации Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/267 о нарушении антимонопольного законодательство установлено следующее.
Пунктом 25.1 Правил № 861 установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Приложением № 2 Правил № 861 предусмотрена типовая форма технических условий для присоединения к электрическим сетям, в которых, в том числе, согласно сноске 2 указываются обязательства заявителя по исполнению технических условий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, за исключением обязанностей, обязательных для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
Пунктом 16 Правил № 861 предусмотрено, что договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать такие существенные условия, как перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 19 Правил № 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами № 861.
На основании действующего законодательства Комиссией установлено, что положения пункта 25.1 Правил № 861, предусматривающего условия, которые должны быть указаны в технических условиях для присоединения к электрическим сетям, носят исчерпывающий характер. Системный анализ положений пунктов 16, 16.3, 19, 25.1, Приложения № 2 Правил № 861 показывает, что мероприятия по технологическому присоединению определяются в технических условиях и являются обязательствами сторон, которые в свою очередь должны соответствовать и основываться исключительно на Правилах № 861. При этом МУ "П" включило в технические условия № 1836 от 06.12.2012, являющиеся неотъемлемым приложением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1025 от 06.12.2012, пункты 11.2 и 11.3, устанавливающие обязанность заявителя произвести монтаж защитного заземления вводного устройства (пункт 11.2) и предоставить технический отчет испытаний электроустановки (пункт 11.3). Однако положения указанных пунктов, как установлено Комиссией, не предусмотрены Правилами № 861 и соответственно не могут быть включены МУ "П" в технические условия № 1836 от 06.12.2012.
Комиссия пришла к выводу о том, что включение в технические условия обязанности заявителя произвести монтаж защитного заземления вводного устройства и предоставить технический отчет испытаний электроустановки возлагают на заявителя обязательства, не предусмотренные Правилами № 861, что может привести к дополнительному увеличению затрат потребителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, увеличению сроков технологического присоединения и может привести к ущемлению интересов потребителя.
Следовательно, включение в технические условия № 1836 от 06.12.2012, выданные МУ "П" ООО "Г", пунктов 11.2 и 11.3 не соответствуют положениям действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, в том числе положениям пункта 25.1 Правил технологического присоединения, что могло привести к ущемлению интересов ООО "Г".
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что МУ "П", занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории города Комсомольска-на-Амуре в зоне расположения сетей хозяйствующего субъекта, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Названные действия в совокупности указывают на пренебрежительное отношение МУ "П" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях МУ "П" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании изложенного Комиссией установлено наличие вины в действиях МУ "П" по включению в технические условия № 1836 от 06.12.2012 пунктов 11.2, 11.3, не предусмотренных Правилами № 861.
Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи МУ "П" предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать МУ "П" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора № 926 от 12.09.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что могло привести к ущемлению интересов ООО "Г".
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении МУ "П" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора № 926 от 12.09.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать МУ "П" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во включении в технические условия № 1836 от 06.12.2012 пунктов 11.2, 11.3, не предусмотренных Правилами № 861.
4. Выдать МУ "П" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:
Н.Б.Костромеев

Члены Комиссии:
Э.В.Сидельникова
Е.В.Григорьева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------