По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2013 по делу N А73-203/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 10, 10.1, 10.2 Порядка организации установления или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденного постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.04.2012 N 11/6>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу № А73-203/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 20 марта 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Степиной С.Д., судей Манника С.Д., Чаковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником С.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1"
к Губернатору Хабаровского края
3-и лица - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
при участии вступившего в дело прокурора Хабаровского края
о признании недействующими п. 10, 10.1, 10.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 г. № 60
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - П. по доверенности № 07/88 от 11.04.2012 г., юрисконсульт;
от Губернатора Хабаровского края - З. по доверенности № 9.3.28-24734 от 05.12.2012 г;
от - 3го лица - Комитета по ценам и тарифам - Г. по доверенности № 2451 от 06.08.2012 г., начальник отдела правовой работы;
от Прокуратуры Хабаровского края - И., по удостоверению, прокурор отдела

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующими пунктов 10, 10.1 и 10.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края".
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ к участию в деле вступил прокурор Хабаровского края.
По мнению заявителя, постановление Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 в оспоренной части не соответствует следующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", пункту 5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае", пункту 1.5 раздела 1, подпункту 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр.
Заявитель считает, что неправомерными положениями оспариваемого акта нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Пункт 10 оспариваемого постановления ограничивает деятельность комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в части самостоятельного принятия решения в области государственного регулирования тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного), в том числе без участия перевозчиков.
Кроме того, заявитель указывает, что вышеуказанный пункт закрепляет установление размера максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа только при наличии расчетных материалов перевозчиков, с условиями указанными в пунктах 10.1 и 10.2 Порядка, притом, что из оспариваемых нормоположений не следует, кем должен производиться сбор расчетных материалов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.
В отзыве на заявление ответчик не признал заявленные требования, полагает, что оспариваемые положения постановления № 60 не нарушают прав заявителя, поскольку постановлением установлен порядок принятия тарифа единого для всех перевозчиков, действующих на рынке этих услуг, и учтены интересы всех заинтересованных сторон, занимающихся данной сферой деятельности.
В судебном заседании представитель Губернатора Хабаровского края возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
В отзыве Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края заявленные требования отклонил, указав, что установление единого тарифа на перевозку пассажиров и багажа в общественном автомобильном транспорте по г.Хабаровску, без учета затрат большинства перевозчиков приведен к необоснованному получению прибыли одними перевозчиками и получению убытков другими, что не соответствует принципу экономической обоснованности затрат, являющемуся основополагающим при осуществлении тарифного регулирования.
В судебном заседании представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края заявленные требования отклонила в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель прокурора Хабаровского края в судебном заседании указала, что требования МУП города Хабаровска "ХПАТП № 1" подлежат отклонению, по основаниям, изложенным в представленном заключении по делу.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
20.03.2006 г. Губернатором Хабаровского края было принято постановление № 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края". 22.02.2012 г. Губернатором Хабаровского края было принято постановление № 12 "О внесении изменений в постановление Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 г.".
Пунктом 10 постановления от 22.02.2012 № 12 установлено, что размер предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом при равных условиях оказания услуг перевозки потребителям для хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом (далее - перевозчики), определяется в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края:
10.1. В городском сообщении - на основании расчетных и обосновывающих материалов перевозчиков, осуществляющих перевозки по городским маршрутам на территории муниципального образования, а в случае, когда на территории данного муниципального образования оказывают услуги более пяти перевозчиков - при наличии расчетных и обосновывающих материалов не менее 50 процентов перевозчиков, обслуживающих не менее 50 процентов маршрутов:
- для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории муниципального образования транспортными средствами категории М3;
- для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории муниципального образования транспортными средствами малой вместимости в зависимости от протяженности оборотного рейса.
10.2. В пригородном и междугородном сообщении - на основании расчетных и обосновывающих материалов всех перевозчиков, осуществляющих перевозки на определенном маршруте, в расчете на один пассажиро-километр.
Первоначальный текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 3(44) 12.04.2006.
Посчитав, что пунктами 10, 10.1, 10.2 постановления затронуты интересы организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа МУП города Хабаровска "ХПАТП № 1" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обосновывая заявленные требования МУП города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1" указывает на несоответствие оспариваемых пунктов постановления подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае", п. 1.5 раздела 1, пп. 4.3.4 п. 4.3 раздела 4 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр.
Заявитель полагает, что оспариваемые положения постановления Губернатора Хабаровского края № 60 ограничивают деятельность комитета по ценам и тарифам Правительства края, в части самостоятельного принятия решения в области государственного регулирования тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного), в том числе без участия перевозчиков. Указывая, что п. 10 оспариваемого постановления закрепляет установление размера максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа только при наличии расчетных материалов перевозчиков, с условиями указанными в пунктах 10.1 и 10.2 Порядка, но при этом из оспариваемого постановления не следует, кем должен производиться сбор расчетных материалов.
Постановлением Губернатора края от 22.02.2012 № 12 "О внесении изменений в постановление Губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 № 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" внесены изменения, которыми в новой редакции изложен Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти края.
Подпунктами 10.1 и 10.2 пункта 10 Порядка установлены требования к определению комитетом по ценам и тарифам Правительства края размера предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом при равных условиях оказания услуг перевозки потребителям для хозяйствующих субъектов осуществляющих перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом, в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории края.
Согласно подп. 12, 55, 55.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление регионального государственного надзора за их применением.
Следовательно, организация транспортного обслуживания населения в пригородном, межмуниципальном сообщении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, определяются и утверждаются перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных положений пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который входят, в том числе перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Из смысла вышеуказанных правовых актов следует, что в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации находится регулирование тарифов по перевозкам пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" разграничены полномочия между органами исполнительной власти края в области государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае.
Постановлением № 142-пр от 04.06.2010 установлено, что Комитет в пределах своих полномочий принимает решения самостоятельно в области регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), при этом на Комитет не возложены полномочия по определению порядка установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, в Хабаровском крае, в том числе, в части определения размера предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном сообщении.
Губернатор края, как орган исполнительной власти края, в соответствии с полномочиями, определенными Уставом Хабаровского края и Законом Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 "О Правительстве Хабаровского края", может регулировать вопросы реализации полномочий органами исполнительной власти края.
Федеральным законодательством не определен порядок установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок установления тарифов.
В связи с чем, в целях урегулирования вопросов реализации полномочий органов исполнительной власти края, Губернатором края принято оспариваемое постановление № 60 от 20.03.2006 г.
На основании вышеизложенного, суд соглашается с доводом ответчика о том, что постановление Губернатора Хабаровского края № 252 от 30.04.2002, постановление № 142-пр от 04.06.2010 и постановление № 60 от 20.03.2006 не могут сравниваться по статусу, т.к. имеют равную юридическую силу, но каждое регулирует разные правоотношения в области государственного регулирования цен и тарифов, приняты в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Оспариваемым постановлением определена процедура организации установления или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, в том числе, в части определения размера предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, которые выполняются всеми перевозчиками, осуществляющими свою деятельность на территории Хабаровского края, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государственное регулирование цен перевозок пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении представляет собой комплекс методов, способов, направленных на упорядочение ценовой политики государства в этой сфере и осуществляемых в процессе государственно-властной деятельности.
Единый порядок установления или изменения тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Хабаровского края предназначен для решения задач по защите экономических интересов потребителей от повышения цен (тарифов), достижение баланса интересов потребителей услуг (пассажиров) и услуг транспортных предприятий.
Оспариваемые положения п. 10 и подп. 10.1 и 10.2 постановления № 60 предусматривают установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги регулирующим органом при условии обращения не менее 50 процентов перевозчиков, обслуживающих не менее 50 процентов маршрутов на территории соответствующего муниципального образования в городском сообщении и в пригородном и междугородном сообщении при условии обращения всех перевозчиков, в расчете на один пассажиро-километр.
В рассматриваемом случае, поскольку исполнительный орган государственной власти края в рамках своей компетенции определил правило, согласно которому для всех перевозчиков устанавливаются единые тарифы, и закрепил принцип обеспечение баланса экономических интересов перевозчиков и потребителей транспортных услуг, их установление (пересмотр) должны осуществляться с учетом интересов всех перевозчиков. Оспариваемые нормы направлены на достижение указанных целей, корреспондируют установленным принципам тарифного регулирования.
Суд считает, что оспариваемые положения постановления № 60 не могут нарушать, либо создавать угрозу нарушения прав заявителя, поскольку установлен порядок принятия единого для всех перевозчиков, действующих на этом рынке, тарифа.
Отклоняется судом довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении № 60 не предусмотрены положения, указывающие на субъект, который производит сбор расчетных материалов.
Пунктами 4 и 5 постановления от 20.03.2006 № 60 установлено, что субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления, обращаются в комитет по ценам и тарифам Правительства края с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов. Из данных положений следует, что подготовку и сбор расчетных и обосновывающих материалов осуществляет заинтересованное лицо (заявитель).
Вышеназванным постановлением определен механизм принятия решений об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, с учетом интересов перевозчиков.
В целях принятия экономически обоснованного тарифа при его формировании должны принимать участие сами перевозчики, в него закладываются не только расходы перевозчиков, но и их прибыль, следовательно, предполагается, что установленный тариф должен устраивать всех перевозчиков, получающих прибыль от этой деятельности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, установление предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом, оказываемую конкретным индивидуальным предпринимателем, организацией или предприятием, создает условия, способные привести к устранению конкуренции, поскольку допускает установление разных тарифов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих один и тот же вид деятельности на общественном автомобильном транспорте на территории одного муниципального образования (для городского сообщения) и на одном маршруте (для пригородного и междугородного сообщения).
Решение об установлении тарифа принимается комитетом по ценам и тарифам Правительства края по результатам экспертизы экономической обоснованности цен (тарифов), которые оформляются в виде экспертного заключения на основании расчетных и обосновывающих затраты субъектов регулируемой деятельности материалов. Установление (согласование) изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги для субъектов регулируемой деятельности носит заявительный порядок.
Суд полагает, что оспариваемые положения постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 не ограничивают возможности субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих один и тот же вид хозяйственной деятельности, в реализации прав на свободное перемещение товаров и услуг, а преследуют цель учитывать интересы всех заинтересованных сторон в данной сфере деятельности.
В связи с чем, положения п. 10, 10.1 и 10.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 приняты в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, суд признает оспариваемые пункты постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 соответствующие подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", пункту 5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае", пункту 1.5 раздела 1, подпункту 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1" о признании недействующими пунктов 10, 10.1 и 10.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 г. № 60 отказать.
Признать постановление Губернатора Хабаровского края № 60 от 20.03.2006 г. "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" в части пунктов 10, 10.1 и 10.2 как соответствующее: подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (правительственных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; пункту 5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"; постановлению Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 г. № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае"; пункту 1.5 раздела 1, подпункту 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. № 142-пр.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
С.Д.СТЕПИНА

Судьи
С.Д.МАННИК
Т.И.ЧАКОВА


------------------------------------------------------------------